В полном соответствии с коммуникационной модой последнего времени, лидеры США и Китая, Джозеф Байден и Си Цзиньпин, встретились для переговоров онлайн вечером 15 ноября. Председатель КНР не покидает территорию страны в условиях пандемии, а на повестке дня двусторонних отношений накопилось немало проблем – и значение некоторых из них выходит далеко за рамки отношений США и Китая.
Встречу ждали во всем мире, и много говорили о ней. В ней приняли участие чиновники с обеих сторон, ответственные за вопросы внешней политики и безопасности; встреча длилась около трех с половиной часов и стала своеобразным итогом первого года внешней политики новой администрации США, в которой противостояние с Китаем занимает ключевое место.
Сеанс зум-дипломатии обнадежил тех, кто надеется на контролируемое и ограниченное соперничество двух наиболее могущественных государств современного мира. В то же время, основные конкретные проблемы остались нерешенными; и каждая из них может спровоцировать общее обострение практически в любой момент.
Торговля, права человека в Китае, изменения климата и общая ситуация в сфере безопасности в Индийско-Тихоокеанском регионе были в фокусе внимания двух лидеров.
Прологом и поводом к встрече стала двусторонняя декларация по итогам климатического саммита – сюрприз для многих обозревателей. В ней два государства, между которыми развернулось острое геополитическое соперничество, но которые в то же время являются двумя крупнейшими загрязнителями воздуха, согласились работать вместе для решения общей для планеты задачи – замедления темпов глобального потепления. Высший пилотаж дипломатии состоит в умении использовать сферы совпадающих интересов для сотрудничества, даже в условиях общего конфликта. И Вашингтон, и Пекин сумели реализовать потенциал, созданный климатическим саммитом, для обсуждения более широкого круга проблемных вопросов.
Доминирующий общий интерес при этом состоял в том, чтобы снизить риски от противостояния. С момента прихода к власти администрации Байдена траектория противостояния стала слишком крутой, а проблемные вопросы множились с большой скоростью. Сегодня США и Китай продолжают торговую войну, начатую еще во времена Трампа; расходятся в идеологических вопросах; все глубже втягиваются в геополитическое соперничество. США укрепляют старые альянсы и создают новые; Китай осторожно ищет своих потенциальных союзников. Мир поляризуется, ставки растут. Некоторые вопросы, прежде всего Тайвань, обладают исключительно высоким конфликтным потенциалом.
В таких условиях любой эпизод или случайность могут стать началом неконтролируемой цепи событий. Чтобы снизить этот риск, нужно держать намерения и возможности как можно более открытыми; и оба лидера подчеркнули важность коммуникации. При этом они постарались задать встрече позитивный тон словами о дружбе, помня о неоднозначном опыте мартовских переговоров между чиновниками высокого уровня двух стран в Анкоридже на Аляске. Тогда встреча свелась к взаимным упрекам и ничем хорошим не закончилась.
Слова китайского лидера о трех новых принципах новой эры двусторонних отношений – взаимном уважении, мирном сосуществовании и взаимовыгодном сотрудничестве – слегка напомнили о лексиконе времен поздней холодной войны между США и СССР. Но в целом это призыв к пониманию и уважению интересов друг друга.
Так, например, Китай подчеркнуто обращает внимание на принцип суверенитета, подразумевая при этом невмешательство США в свои внутренние дела, в том числе и в проблемы Гонконга и Синьцзян-Уйгурского округа. Насколько США смогут здесь "понимать и уважать" - вопрос открытый.
Еще более острой остается ситуация с Тайванем. Усиление позиций Китая приближает момент, когда удержание статус-кво будет возможно лишь благодаря масштабному вовлечению США. В последние недели, на фоне возросшей активности китайской авиации в зоне действия ПВО Тайваня, вопросом о том, будут ли США воевать за Тайвань, выполняя свои союзнические обязательства, задаются многие. Воевать за Тайвань – как и в любом другом конфликте с участием Китая в Восточной Азии – США вряд ли хочется. Избежать такой необходимости тоже было одним из приоритетов Байдена во время встречи с Цзиньпином.
Саммит можно считать как успешным, так и провальным – в зависимости от планки ожиданий. Отношения двух стран сложны, и конфликт между ними имеет слишком много составляющих, решение каждой из которых потребует месяцев дипломатических усилий. Но если задача была в том, чтобы, как выразился американский президент, "гарантировать, что соперничество между странами не превратится в конфликт", то эта встреча стала неплохим началом.