RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Мир

Война с Россией и визит Коморовского: чем Польша может помочь Украине

Эксперты МЦПИ проанализировали состояние украинско-польских отношений

Эксперты МЦПИ проанализировали состояние украинско-польских отношений Польша остается для Украины ключевым партнером (президент Польши Бронислав Коморовский (слева) и президент Украины Петр Порошенко) Фото: УНИАН

В среду начался двухдневный визит в Киев президента Республики Польша (РП) Бронислава Коморовского. В первый день он встретился с президентом Украины Петром Порошенко, а во второй день впервые в истории двусторонних отношений Коморовский выступил в Верховной раде. Визит приурочен к 75-й годовщине трагедии в Катыни. В связи с визитом президента Польши, эксперты Международного центра перспективных исследований решили проанализировать весь комплекс украинско-польских отношений. Несмотря на их внешнюю безоблачность, заметно, что потенциал Польши недостаточно используется украинской стороной как для продвижения европейской интеграции, так и для противодействия российской агрессии и внедрению реформ.

С середины 1990-х годов между Украиной и Польшей сложились отношения, которые, безусловно, можно считать стратегическим партнерством. Революция достоинства открыла новую страницу в двусторонних отношениях. Украинцы продемонстрировали свою способность бороться и умирать за идеалы и принципы, которые являются общими для обеих стран. А российская агрессия лишь усилила симпатии в Польше к Украине. С самого начала вторжения Польша выступила для нашей страны надежным союзником, осудив аннексию Крыма и военный конфликт на Донбассе и безоговорочно поддержав европейские санкции против РФ. Обе страны испытывают схожие проблемы в отношениях с Россией. Например, в Польше уже есть все признаки ведения русскими «гибридной войны». В качестве примера можно назвать создание радио «Спутник», которое не скрывает того, что распространяет «русскую точку зрения», а также веб-сайтов «Вильнюсская народная республика» и «Львовская народная республика», призывающих поляков забрать назад «свои» территории у Литвы и Украины.

На польской политической сцене появляются новые пророссийские партии – например, «Змяна», которая рассчитывает получить 12% голосов на выборах. Ее руководители исповедуют жесткую антиамериканскую позицию и поддерживают политику Владимира Путина (в том числе – аннексию Крыма и агрессию на Донбассе), считая Россию естественным союзником как для Польши, так и для Европейского союза.

Эта тактика в определенной степени приносит свои плоды: в ходе опроса, проведенного в марте 2015 года, около трети респондентов заявили, что Польша не должна поддерживать Украину в ее нынешнем конфликте с Россией, в то время как половина опрошенных считают, что Киев следует поддержать, однако не выходя за рамки мер, принимаемых на уровне ЕС. В то же время, три четверти респондентов полагают, что конфликт в Украине представляет непосредственную угрозу для Польши. Поэтому поддержка поляками НАТО повысилась до ранее невиданного уровня – 80%.

Но даже находясь под «зонтом» НАТО и ЕС, перед лицом возможного российского нападения Польша не может чувствовать себя вполне защищенной, поскольку внутри ЕС очевидны разногласия по «украинскому вопросу». Так чем же является сегодня украинско-польское стратегическое партнерство: реальностью или декларацией? Ежедневной практикой или просто интуитивным ощущением дружеского плеча рядом?

На фоне остальных стран Евросоюза Польша сегодня выглядит примером успешного решения экономических проблем. Она оставалась единственной страной Европы, ВВП которой во время экономического кризиса 2008-2009 годов не только не снизился, но и вырос. Когда в Европе начался кризис, многие поляки, которые находились в Великобритании и континентальных западноевропейских странах на заработках, решили вернуться домой.

В 2014 году польский ВВП вырос на 3,3%. По сравнению с 2013 годом зарегистрирован рост производства промышленной продукции на 3,3% против 2,2% в 2013-м. В 2014 году было зафиксировано повышение среднего уровня трудоустройства в секторе предпринимательства на 15,4% по отношению к 2013 году. Сегодня работу имеют 16 млн поляков: это самый высокий показатель с 1989 года. Уровень инфляции в стране за 12 месяцев 2014 года составил 0%. ВВП на душу населения в РП в 2013 году составлял $13477 – благодаря приросту производства промышленной продукции и объемов розничных продаж. Рост ВВП Польши в 2015 году, по разным оценкам, составит 3,0%-3,2%. В начале года страна провела успешные переговоры с Евросоюзом и до 2020 года рассчитывает получить рекордное для ЕС финансирование в объеме 82,5 млрд евро. Из польских реформ необходимо сделать один вывод: государство должно убрать свои руки с шеи бизнеса, прекратить бесконечное давление на реальный сектор и просто открыть двери для частной инициативы, отечественного и иностранного инвестора.

Особого внимания заслуживает выполненная поляками административная реформа, которая состояла из двух взаимосвязанных преобразований – реформы территориального устройства и реформы местного самоуправления. В результате была проведена децентрализация центральной власти путем ее укрепления на уровне местного самоуправления. Этот успех был вызван не только глубокой экспертной обработкой предложенной модели и прошлым опытом, но и широкой просветительской кампанией. Главный вывод, который украинцы должны сделать из польской административной реформы: не нужно бояться отдавать власть общинам и регионам, они должны получить столько функций и полномочий, столько сами в состоянии использовать. Украинское руководство уже заявило, что польская модель децентрализации ляжет в основу последующих конституционных изменений в этой сфере в Украине.

Сегодня Польша является крупнейшим торговым партнером Украины среди стран Центрально-Восточной Европы и заняла по результатам 2014 года четвертое место среди государств мира. За прошлый год объемы торговли товарами Украины из Польши составили $5712,4 млн и по сравнению с аналогичным периодом 2013-го уменьшились на 13,6%. При этом уровень украинского экспорта в РП составил $2645,0 млн и по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличился на 3,9%. Польский импорт в Украину составил $3067,4 млн и по сравнению с аналогичным периодом 2013 года уменьшился на 24,3%. По состоянию на 31 декабря 2014 года объемы польских инвестиций в Украину составили $831,2 млн, что составляет 1,8% от общего объема иностранных капиталовложений в Украине.

В последнее время значительно усилилась привлекательность сотрудничества в сфере энергетики. Заключено рамочное соглашение о строительстве до 2016 года на границе газового интерконнектора длиной 110 км и мощностью 10 млрд кубометров в год. Для Украины реализация такого проекта является стратегической победой: во-первых, украинское государство получит доступ к газу из польского LNG-терминала; во-вторых, используя интерконнектор, Киев получит доступ к немецкому газовому рынку; в-третьих, строительство 110 км газопровода положительно повлияет на региональную экономику, обеспечив появление новых рабочих мест. Стоит подчеркнуть, что расширение технических мощностей из-за строительства интерконнектора позволит Украине в краткосрочной перспективе существенно уменьшить закупки российского газа.

Несмотря на уникальность польского опыта реформ и привлекательность торгово-экономического сотрудничества, основной «изюминкой» двусторонних отношений является все же европейская интеграция. Особым приоритетом в двустороннем сотрудничестве в сфере евроинтеграции должно быть введение безвизового режима для граждан Украины с Европейским союзом. Позиция Польши здесь важна не столько как страны-члена ЕС, сколько как страны, предоставившей убежище тысячам беженцев из Украины. По данным ООН, на сегодня в РП находятся 46400 человек из Украины, которые ожидают получения легального статуса, и 3070 человек, получивших убежище. Координация действий сторон в этих вопросах является насущной необходимостью.

Другим важным приоритетом является сотрудничество в области безопасности и обороны. Для поставок польского или любого другого вооружения через Польшу не существует преград, ведь против Украины не действуют никакие эмбарго. В связи с реально нависшей военной угрозой недавно созданной украинской-польско-литовской бригаде необходимо разработать оперативные планы взаимодействия в случае нападения на одну из сторон или расширения конфликта в Украине. Поскольку бригада будет действовать на основании мандата ООН, НАТО и ЕС, она может сыграть роль и в миротворческих операциях. Кроме этого, в текущем году поляки подготовят около 50 военных инструкторов для Украины.

До сегодняшнего дня так и не введена практика совместного украинско-польского контроля и пунктов пересечения границы. Для этого нужно активнее использовать программы трансграничного сотрудничества – в частности, Программу трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина (PL-BY-UA), первый этап которой завершился в 2013 году.

Особый интерес в нынешних условиях представляют проекты привлечения Украины к изготовлению и поставкам вооружений совместно со странами НАТО. Это позволит поддержать украинские предприятия ВПК в условиях прекращения военно-технического сотрудничества с Россией. Известно, что Польша предложила отремонтировать военное оборудование, которое сейчас находится в Болгарии и попало туда еще в советское время, на своих предприятиях с тем, чтобы избежать его ремонта на российских заводах. Аналогичное сотрудничество полякам могла бы предложить и Украина – в части ремонта советской техники, которая находится на нашей территории.

На повестке дня стоят и вопросы взаимодействия двух стран в многосторонних институтах. Всяческой поддержки заслуживает высказанная Брониславом Коморовским в выступлении на заседании Генассамблеи ООН в сентябре 2014 года идея реформирования Совета Безопасности из-за того, что она оказалась неэффективной в решении конфликта на Донбассе в связи с наличием у страны-агрессора права вето на его решения. В будущем не следует исключать и возможности совместной постановки вопроса об исключении РФ из Совета Безопасности или вообще из Организации Объединенных Наций, как в свое время СССР был исключен из Лиги Наций.

Осенью 2015 года ожидается переизбрание Генерального секретаря ООН, и на этот раз им должен стать представитель группы стран Восточной Европы. Украина и Польша могут выдвинуть и поддержать единого кандидата.

Среди многосторонних механизмов следует активнее использовать Вышеградскую четверку до возможного ее превращения в Вышеградскую пятерку за счет присоединения к ней Украины.

Культурные и научные связи Украины и Польши требуют отдельного внимания и исследования. Сегодня в Украине все большую популярность приобретает изучение польского языка. В частности, это объясняется возможностями выделения стипендий для бесплатного обучения украинских студентов в вузах Польши. Тем не менее, к этим вопросам следует подходить взвешенно, ведь существует угроза «утечки умов», если внутри Украины не будут созданы надлежащие условия для трудоустройства наших граждан – выпускников зарубежных вузов.

Есть все возможности для активизации сотрудничества вузов, научных учреждений, политологических и экономических исследовательских центров двух стран. К сожалению, в этом отношении Украина пока отстает в уровне знаний от соседней страны (например, польский «Осьродек студий всходних» (Центр восточных исследований) известен углубленным изучением Украины и восточных партнеров Польши, в то время как в нашей стране нет сильного аналогичного исследовательского центра).

В условиях российской агрессии и взятия Украиной неуклонного курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию Польша остается для украинцев ключевым партнером. Пример западного соседа служит также указателем в вопросах того, как следует осуществлять рыночные реформы. Наконец, даже в условиях продолжающейся войны отношения двух стран могут развиваться во многих направлениях и имеют достаточно благоприятные перспективы. Центр тяжести в ЕС постепенно смещается из стран «Старой Европы» к новым членам Евросоюза, среди которых ведущую роль играет Республика Польша, и этим необходимо воспользоваться в полной мере.

Читайте также

Новое правительство в Великобритании будет позиционировать себя "надежной рукой" - британский профессор Саймон Мабон

Изменения в правительстве Великобритании не должны кардинально отразиться на ситуации с Украиной

Европа хочет заплатить украинцам за границей: а как же те, кто живет под бомбами

Принцип справедливости будет нарушен, если беженцам заплатят за возвращение в Украину, а те, кто никуда не выезжал, ничего не получат