RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Мир

Европа "мигрирует" вправо: останется ли ЕС либерально-демократическим

В Европе распространяются опасные тенденции

В Европе распространяются опасные тенденции Фото: flickr.com/photoseuropean_parliament

Результаты последних выборов в Испании, Австрии, Италии, Германии и других странах ЕС стали очередным красноречивым сигналом об опасности, которую для Европы представляют нелиберальные тенденции. Еще более весомым подтверждением могут стать выборы в Европейский парламент в мае 2018 года. "Апостроф" попытался проанализировать, какие тенденции угрожают либеральному и демократическому ЕС.

Ширма "нелиберальных демократий"

Согласно результатам опроса немецкого фонда Bertelsmann в Европе растет доверие населения к так называемым нелиберальным демократиям. Несмотря на то, что демократические стандарты в этих государствах ухудшаются. Если сравнить с аналогичным опросом в 2014 году, среди 41 развитой страны в 26-ти демократия пошла на спад. Улучшилась ситуация лишь в 14 государствах. В пятерку худших попали три страны ЕС - Польша, Румыния и Венгрия.

Среди этих пяти худшая динамика в Польше: за четыре года - прежде всего из-за оценки ситуации с верховенством права - она опустилась с 8-й ступеньки на 37-ю. В то же время в 2017 году правительству доверяла половина поляков. Для сравнения: в 2007 году показатель составлял 19%. В Венгрии за тот же период 25% выросли до 37%.

Эксперт Европейской платформы за демократические выборы и исследователь европейских ультраправых Антон Шеховцов называет следующие три основные нелиберальные тенденции в Европе: скрытые репрессии против СМИ, контроль правительства над судебной ветвью власти и репрессии против гражданского общества.

"Открыто никто не запрещает СМИ, но власть в некоторых государствах, можно говорить прежде всего о Венгрии, создает такие условия, при которых СМИ не имеют возможности продолжать существовать. Это, в частности, связано с финансовым выталкиванием. Например, государственные предприятия прекращают публиковать рекламу в СМИ, которые, скажем, критикуют правительство. Коммерческие предприятия также прекращают давать рекламу, поскольку боятся, что государственные предприятия не будут давать им заказ.

Вторая нелиберальная тенденция - это то, что независимые суды переходят под контроль правительства. Драматический случай - это когда Конституционный суд оказывается под прямым контролем властей.

И третья тенденция - это репрессии в отношении гражданского общества, когда разнообразным НГО (негосударственная организация - "Апостроф"), которые занимаются, например, защитой прав человека, государство ставит преграды для их нормального функционирования", - прокомментировал Шеховцов.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан олицетворяет в ЕС дискурс, в рамках которого некоторые страны стремятся доказать, что демократии не обязательно быть либеральной. Последствиями этих попыток являются санкционные процедуры, которые в Евросоюзе начали против Венгрии и Польши. Теоретически эти две страны могут лишить права голоса в Совете ЕС, но такой сценарий крайне маловероятен, ведь решение надо принять единогласно. И очень сомнительно, что Варшава проголосует за санкции против Венгрии, а Будапешт - поддержит идею наказать Польшу. Противоречия между "либеральным Западом" и "нелиберальным Востоком" в ЕС растут, как и противоречия внутри самих стран, что вызвано ухудшением демократических стандартов.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан Фото: EPA/UPG

Орбан горячо отстаивает свою идею, и исследователи все же в основном склоняются к мнению, что демократии всегда либеральные. Словам известного венгерского экономиста Яноша Корнаи, критика современной власти Венгрии, демократия не может быть нелиберальной, как Папа Римский не может быть атеистом.

В этих условиях Freedom House относит значительную часть государств Центрально-Восточной Европы, включая Венгрию, в разряд стран с неустойчивой демократией или правительств переходного периода, смешанных режимов. Корнаи же прямо говорит, что Венгрия уже является автократией.

Разговорами о "нелиберальных демократиях" и национальных особенностях правительства этих стран пытаются замаскировать свою готовность отойти от либерально-демократических стандартов, чтобы остаться властью.

По словам Антона Шеховцова, партия Орбана "Фидес" с 2010 года, когда она пришла к власти, отошла слишком вправо от либерального консерватизма и стала праворадикальной. "Виктор Орбан - полностью праворадикальный премьер-министр. Что касается Польши, то "Право и Справедливость" я все-таки назвал бы национал-консерваторами, а не правыми радикалами. Они еще вполне могут ими стать, но пока они не до такой меры радикализовались, как правящая партия Венгрии. "ПиС", по моему мнению, еще находится в либерально-легитимном поле", - считает исследователь.

Иначе говоря, так называемые нелиберальные демократии стали, по меньшей мере, серьезным вызовом для ЕС. Европейскому Союзу, который переживает сложный период внутренних споров, вспышки национализма и еще не полностью оправился от мирового экономического кризиса, будет крайне сложно реализовать реформы, к которым так стремятся граждане ЕС.

Миграция вправо

По результатам голосования в начале декабря праворадикальная партия Vox, которой всего 5 лет, будет иметь своих депутатов в региональном парламенте Андалусии, наиболее населенного региона Испании. Результаты этих выборов, как и до того в Австрии, Италии, Германии, стали очередным красноречивым сигналом об опасностях, которые для Европы представляют нелиберальные тенденции - прежде всего национализм и подъем праворадикальных сил, сопровождает кризис либерально-консервативных элит и единства в ЕС.

Напомним, что год назад в правительство Австрии в третий раз в истории вошла праворадикальная австрийская партия свободы, "Альтернатива для Германии" впервые за свою недолгую существования попала в Бундестаг, а правительство Италии в этом году сформировали правые из "Лиги" и популисты из "Движения пяти звезд".

Казалось бы, основной фактор подъема правых радикалов и вспышки националистических настроений должен бы уже в значительной степени потерять свое влияние: с 2015 года, когда зафиксировали пиковые цифры, нелегальная иммиграция в Европу упала примерно на 90%. И граждане ЕС, согласно опросу Eurobarometer, считают, что тема миграции должна была быть основной во время предвыборной кампании в Европейский парламент (50% опрошенных), вместе с экономическим ростом и безработицей среди молодежи (по 47%), которая завершится выборами в мае 2019 года. И при этом эта тема остается очень удобным инструментом политических манипуляций, прежде всего для праворадикальных и националистических партий. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан уже анонсировал, что на выборах в Европарламент она будет основной. Теперь Будапешт имеет союзника в лице министра внутренних дел Италии Сальвини, представителя "Лиги".

Фото: EPA/UPG

Правительство Италии, а ранее Венгрия, Австрия, Болгария, Словакия, Чехия, Польша, Эстония, Швейцария и Соединенные Штаты, недавно отказалось подписывать Глобальный договор ООН о миграции, оставив этот вопрос на усмотрение парламента. Юридически документ ни к чему не обязывает, однако сделка вызывает споры между политическими силами и в правительствах европейских стран, даже тех, которые принимали активное участие в написании документа и добивались уступок других государств. Не говоря уже о том, что летом текст согласовали на Генассамблее ООН.

10 декабря договор приняли на межправительственной конференции в Марракеше.

По соглашению, которое заключили на июньском на саммите ЕС, принимать беженцев - добровольное дело стран-членов, а не обязанность. Неспособность Европейского Союза разработать общую политику по миграции, как и рост популярности праворадикальных и националистических партий, является одной из главных причин, почему центристы в своей политике и риторике "мигрируют" вправо.

Запад и Восток

Надо подчеркнуть, что разделение Европы на Запад и Восток за якобы разные стандарты демократии, являются примитивизированными и неконструктивными. Ведь нелиберальные тенденции заметны не только в Центрально-Восточной Европе.

"На последних национальных выборах (в ЕС - "Апостроф") мы увидели, что усиливается тенденция поддержки избирателями партий, которые не принадлежат к истеблишменту. Это не говорит о том, все эти партии являются нелиберальными по сути. Если говорить о "Движение 5 звезд" в Италии, то я бы не характеризовала его как нелиберальную партию, хотя они и захотели сотрудничать с "Лигой". Пожалуй, нелиберальные тенденции заметны в Центрально-Восточной Европе. Но успех нетрадиционных партий свидетельствует, что мы больше не можем верить, что в критические моменты избиратели будут голосовать за статус-кво, за то, что им известно. Думаю, в европейской политике за последние лет пять мы увидели желание избирателей испытать меньшие партии, которые еще не так укоренились. И это создало в Европе эффект снежного кома. Эммануэлю Макрону очень повезло на президентских выборах, но это также проявление духа времени, когда Европа стремится к изменениям", - сказала "Апострофу" Сьюзи Деннисон, директор программы European Power в Европейском совете международных отношений (ECFR).

Еще более весомым подтверждением этих тенденций могут стать выборы в Европейский парламент в мае 2019 года.

Фото: flickr.com/photoseuropean_parliament

Европейский Союз переживает непростые времена, и усиление правых популистов в сердце ЕС - точно не то, что нужно Европе. В частности, есть опасность не только фактического, но и юридического объединения правых популистов в Европарламенте. В случае выхода представителей "Фидес" из Европейской народной партии (ЕНП), крупнейшей фракции Европарламента, из-за штрафной процедуры по Венгрии, они могут объединиться с австрийскими, нидерландскими, немецкими, французскими и шведскими правыми радикалами.

После майских выборов к этой компании, вероятно, сможет присоединиться и итальянская "Лига", нынешний участник правящей коалиции в Италии. Но, похоже, что этот сценарий все же маловероятен, ведь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан поддержал кандидата от ЕНП на пост президента Еврокомиссии - немецкого христианского демократа Манфреда Вебера. За полгода до выборов в Европарламент в ЕС вырисовалась возможность нового компромисса консервативных элит. Немецкие правоцентристы характеризует Вебера как человека, который "строит мосты" (можно это назвать и политической эквилибристикой). И эти мосты вряд ли будут устойчивыми. Особенно, если учитывать нынешние позиции Германии и Франции: популярность и влияние канцлера Ангелы Меркель снижаются, а рейтинг президента Эммануэля Макрона на фоне протестов "желтых жилетов" упал до рекордно низкого для него уровня - 23%.

Как считает известный болгарский политолог Иван Крастев, Центрально-Восточная Европа переживает не кризис демократизации, а настоящий кризис либеральной демократии, которая проявляется экономическими провалами, общественным сопротивлением глобализации и некоторым основным убеждениям либерального космополитизма, а также снижением роли Европы и ЕС в мировой политике.

По мнению Крастева, кризис в Центрально-Восточной Европе не является фундаментально другим, чем кризис либеральной демократии в Западной Европе и США. Просто из-за слабых институций и более короткого опыта демократии государства на Востоке значительно более уязвимы перед такими вызовами. А последствия будут одинаковы.

С другой стороны, Антон Шеховцов подчеркнул в комментарии "Апострофу": "Если праворадикальные или леворадикальные партии не стремятся полностью уничтожить демократию, они вполне легитимны, и если они не руководствуются либеральной идеологией, это вовсе не означает, что они не имеют права на это, потому что они предлагают свою альтернативную точку зрения".

Он так объяснил свое мнение: "Это, возможно, является проблемой для организаций, партий и политических движений, исповедующих либерализм, но нельзя сказать, что это является проблемой для демократии как таковой. Это, скорее, не нелиберальные тенденции, а небольшой кризис либерализма или доверия людей к идеологии либерализма, государственных институтов, базирующихся на либерализме".

Антон Шеховцов не видит прямой связи между радикальной идеологией политической силы и следствием в виде нелиберальных тенденций. Он привел пример Швейцарии, где властью является национал-консервативная или праворадикальная - по швейцарским меркам - партия. "Но каких-то нелиберальных тенденций мы там не видим: нет давления на СМИ, нет попыток взять Конституционный суд под контроль...", - сказал политолог. Другие примеры - это Италия и Австрия, где, несмотря на присутствие в правительстве правых радикалов, нет наступления правительства на независимость судов и СМИ. "Все-таки есть разные ситуации", - добавил он.

Впрочем, политолог Сьюзи Деннисон считает, что такая связь между правым радикализмом и авторитаризмом все же есть, хотя и не обязательная. По ее словам, "партиям бунтовщиков", в отличие от их политических оппонентов в лице "интернационалистов" удается очень четко выразить, за что они борются, и сосредоточить избирательные кампании вокруг очень ограниченного круга вопросов. И, конечно, тема номер один сейчас - миграция. Политолог также выразила мнение, что она как центральный элемент настоящего политического ландшафта будет основной на выборах в Европарламент. Еще одна такая тема - безопасность: мнение, что правительствам, чтобы граждане чувствовали себя в безопасности, следует тратить больше и прибегать к жестким мерам. И третья - антиевропейские настроения.

"И это очень важно в контексте нелиберальных тенденций, так как в начале 2000-х в ЕС, и особенно новых странах-членах, считали, что многостороннее сотрудничество в Европейском Союзе является позитивом, потому что это еще один уровень, на котором можно контролировать, не движутся ли национальные правительства в направлении авторитаризма, гарантировать соблюдение ценностей, на которых основывался европейский проект. А теперь на смену этому снова приходит идея национального суверенитета. Это очень важно для авторитарных партий во всем ЕС. Это битва за идеи. С одной стороны - партии и политики, которые выступают за интернационализм и совместное противостояние вызовам. А с другой стороны - менее либеральное крыло, которому нравится идея национальных государств, крепких границ, большего контроля и возвращения власти на национальный уровень", - пояснила сотрудница ECFR.

Один из ключевых вопросов заключается в том, не придется ли традиционным западным элитам искать сотрудничества с праворадикальными и популистскими партиями. По мнению Сьюзи Деннисон, в случае Италии большой ошибкой был отказ демократов сотрудничать с популистским "Движением пяти звезд" после выборов. Следствием стало попадание в правительство ультраправой "Лиги", которая на выборах получила лишь третий результат.

"Это волнует, потому что привело к тому, что именно "Лига" сейчас контролирует повестку дня в вопросах, которые ее волнуют. Зато политики "Движения пяти звезд" в повестке дня почти нет", - пояснила она.

"Еще один тренд, на котором я хочу акцентировать, - продолжила Деннисон - это то, что праворадикальный нарратив пронизывает мейнстрим. То есть центристские партии заимствуют идеи правых радикалов. Это защитная стратегия. Они думают, что нет другого пути, потому что неспособны придумать альтернативу, с которой могли бы победить нарратив соперников. Меня это очень волнует. ЕС точно движется в нелиберальном направлении. Но это еще не значит, что Европа скатывается к авторитаризму. Я искренне верю, что до сих пор есть либеральное интернационалистское большинство. Однако, учитывая будущие национальные и европейские выборы, нужно, чтобы оно работало эффективно вместе".

Читайте также

Новое правительство в Великобритании будет позиционировать себя "надежной рукой" - британский профессор Саймон Мабон

Изменения в правительстве Великобритании не должны кардинально отразиться на ситуации с Украиной

Европа хочет заплатить украинцам за границей: а как же те, кто живет под бомбами

Принцип справедливости будет нарушен, если беженцам заплатят за возвращение в Украину, а те, кто никуда не выезжал, ничего не получат