RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Мир

Путин готов к уступкам по Донбассу, но на жестких условиях: чего ждать после 18 марта

Россия при новом президентстве Путина может стать еще более авторитарным государством

Россия при новом президентстве Путина может стать еще более авторитарным государством Фото: kremlin.ru

Выборов в России если и ждут, то не чтобы узнать победителя: им снова должен стать действующий президент Владимир Путин. Интереснее другое: насколько масштабными будут фальсификации, сколько голосов получат так называемые соперники Путина и каким, собственно, будет его четвертый президентский срок. "Апостроф" разбирался, зачем кандидаты принимают участие в перевыборах Путина и чего ждать после 18 марта от Кремля, в частности, в войне, которую РФ ведет против Украины.

Никакой интриги на президентских выборах в России с точки зрения результата нет. Разве что интересно, реализуют ли идею, что Владимир Путин должен получить минимум 70% голосов при явке не менее 70%. Для этого, конечно, придется прибегнуть к фальсификациям, и интрига может быть лишь в том, насколько масштабными они будут.

Стоит коротко упомянуть и о номинальных соперниках. Кроме самовыдвиженца Путина, участие в выборах примут Сергей Бабурин ("Российский общенародный союз"), Павел Грудинин (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР), Ксения Собчак ("Гражданская инициатива"), Максим Сурайкин ("Коммунисты России"), Борис Титов ("Партия роста") и Григорий Явлинский ("Яблоко").

Единственного политика, который теоретически мог бы составить конкуренцию, к выборам не допустили. Речь, конечно, об Алексее Навальном, которому не разрешили баллотироваться из-за судимости по делу о "Кировлесе". От него роль главного оппозиционера на выборах перешла к Ксении Собчак. Но не роль соперника. Многие политологи, как российские, так и иностранные, отмечают, что ее роль как кандидата может заключаться в легитимизации российских выборов – как таких, которые предусматривают конкурентную борьбу. При отсутствии фамилии Собчак в списке так называемый либерально-демократический избиратель фактически не имел бы своего кандидата. А вся оппозиция состояла бы из придворного шута Жириновского, коммуниста Грудинина и "яблочного" Явлинского, который в глазах многих давно дискредитировал себя как оппозиционер.

Оппозиционеры: реальные или виртуальные?

Явлинский был кандидатом в 1996 и 2000 годах, подвергался реальным политическим преследованиям. Пытался принять участие в выборах и шесть лет назад, однако тогда ЦИК отказал ему в регистрации. Сейчас выглядит подозрительно, в частности, то, что Явлинский несколько месяцев назад откровенно предложил себя в качестве главного переговорщика по Украине: он заявил, что готов серьезно рассмотреть соответствующее предложение руководства России. Более того – что Путин сам в прошлом году озвучил идею, чтобы после выборов Явлинский заменил в этой роли Владислава Суркова. Лишним будет напоминать, насколько сильно отличаются публичные позиции Явлинского и Путина относительно Украины. И из-за таких заявлений кажется, будто Путин может быть готов к уступкам после выборов. Но действительно ли это так?

Фото: официальный сайт кандидата

Еще менее убедительный оппозиционер вышел из Бориса Титова, который продолжает работать уполномоченным президента РФ по защите прав предпринимателей. Недавно он заявил, что встретился в Лондоне с российскими бизнесменами в изгнании, которые, по его словам, хотели бы вернуться на родину в обмен на помилование. Он предоставил журналистам список из 16 имен и заявил, что попросил президента, чтобы их уголовные дела пересмотрели, потому что сами бизнесмены считают их незаконными, и предоставили соответствующие юридические гарантии. Конечно, Путин хотел бы вернуть в Россию зарубежные активы богатых россиян. В Кремле заявили, что не имеют планов устраивать какое-то глобальное прощение, и, конечно, не будут этого делать, ибо гарантия частной собственности стала бы угрозой самому режиму. Пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что "лучшей гарантией" для этих бизнесменов будет российский закон. Создается картинка, что в России все настолько хорошо, что даже беглецы хотят вернуться.

Фото: 360tv.ru

Если же вернуться к кампании Ксении Собчак, то достаточно ее красноречивых заявлений в Вашингтоне (например, что Запад сам отчасти виноват в том, что его отношения с РФ упали до сегодняшнего уровня, потому что якобы неоднократно отталкивал Россию), чтобы сделать определенные выводы. Похоже, у нее не только нет шансов составить конкуренцию Владимиру Путину, она даже не имеет такого намерения. Задание для Собчак и некоторых других кандидатов заключается в другом.

Фото: sobchakprotivvseh.ru

Американский специалист по России Брайан Уитмор в своем блоге высказал мнение, что либеральные – на бумаге – кандидаты в президенты на самом деле ведут себя как доверенные лица Кремля. И все они, даже когда говорят и действуют как соперники, играют ключевые роли в кремлевской постановке, которую в Москве пытаются выдать за выборы.

Отдельная тема – иск Ксении Собчак о незаконной регистрации Путина кандидатом, поскольку российская Конституция предусматривает лимит в два срока, а в Кремле, пренебрегая решениями Конституционного и Верховного судов двадцатилетней давности, пытаются объяснить, что это максимум для сроков подряд, а не в общем. Есть версия, что и этот иск был призван придать легитимности кандидатуре Путина. Иск прогнозируемо отклонили.

Фото: sobchakprotivvseh.ru

Кандидатура Грудинина сначала выглядела привлекательной и для КПРФ, и для Кремля. Коммунисты получили возможность перезагрузить партию, выдвинув в этот раз не Зюганова, а администрация не видела в Грудинине соперника. Пока тот не набрал в одном опросе 45% поддержки. Прокремлевские СМИ после этого развернули настоящую кампанию и рассказали о его активах и вилле за рубежом. Центральная избирательная комиссия, однако, после компромата о 13 счетах в швейцарском банке не увидела оснований отменять регистрацию Грудинина кандидатом. Да и зачем? Теперь основным и, пожалуй, единственным соперником Грудинина будет Жириновский.

Фото: YouTube

Согласно результатам опроса фонда "Общественное мнение" (ФОМ), оба претендуют на 6-7% и третье и второе места в итоге. Собчак и Явлинский набирают лишь около 1%, а Бабурин, Сурайкин и Титов – по 0,2%. Очень похожие цифры приводит ВЦИОМ. С одним отличием: опрос ФОМ показывает, что 18 марта точно придут проголосовать 64% россиян, а по данным ВЦИОМ таких якобы аж 80%. Хотя, безусловно, доверять этим опросам было бы наивно.

В России развернули настоящую кампанию, чтобы поощрить избирателей прийти на участки. О выборах говорят российские звезды эстрады, в сети появляются юмористические видеоролики с российскими актерами, которые мотивируют прийти на выборы, потому что в противном случае выберут президента, который заставит супругов брать "геев на передержку", когда те потеряют пару, повысит призывной возраст до 60 лет. И никто не хочет раскрывать заказчика ролика.

Российский журналист Семен Новопрудский в комментарии "Апострофу" напомнил, что перед руководством регионов поставили негласное задание "обеспечить победу Путина по формуле "70 на 70".

"На мой взгляд, в России нет ни одного кандидата в президенты, прямо не согласованного с кремлевской администрацией, в том числе с куратором внутренней политики в администрации президента Сергеем Кириенко, который отвечает за выборы президента. Собчак согласовала свое выдвижение с Путиным. Главный смысл выдвижения от КПРФ не лидера партии Геннадия Зюганова, а беспартийного Павла Грудинина (который когда-то побывал в "Единой России") – борьба за пост губернатора Московской области, который может достаться Грудинину. Титов занимает должность бизнес-омбудсмена при президенте, то есть фактически является путинским чиновником и уже поэтому не может существовать как независимый кандидат в президенты. А его "Партия роста" уже на прошлых думских выборах выступала в качестве квазилиберальной партии, реально созданной Кремлем. Единственным реальным несистемным кандидатом на президентских выборах мог быть Алексей Навальный, но его, как известно, не зарегистрировали. Все допущенные к выборам кандидаты заранее непроходные и не имеют никакой самостоятельной политической субъектности", – описал ситуацию Новопрудский.

Российский политолог Татьяна Становая сказала в комментарии "Апострофу", что не поддерживает версию о том, что Кремль сам подбросил некоторым кандидатам идею об участии в выборах: "Я бы сказала, что Собчак и Титов – это два политика, которые знают, чего они хотят. Титов фактически использует кампанию как презентацию своего видения экономического курса. Думаю, он рассчитывает на высокую должность в правительстве. А у Собчак личные амбиции. Я не сторонник идеи, что ее выдвинули, и она служит для какой-то цели. И с самого начала ее участие не сильно обрадовало администрацию президента. Другое дело, что потом они, конечно, начали договариваться о правилах игры. Но это не тот кандидат, которому можно сказать, о чем можно, а о чем нельзя говорить".

Становая предположила, что Явлинский просто хочет участвовать в выборах, и какой-то особой цели у него нет. Если же говорить о его встрече с Путиным и разговоре об Украине, то не стоит исключать, что политик хочет "послужить благой цели" и мог почувствовать, что он может быть полезен.

После выборов

Могут ли выборы по-российски иметь какие-то последствия с политической точки зрения – еще тот вопрос. Ожидать, что после выборов вдруг изменится политика России в отношении Украины и Запада, точно не стоит. Однако период после выборов может дать определенные ответы относительно того, как Владимир Путин собирается руководить Россией во время своего четвертого срока (на этот вопрос частично могут ответить шаги в отношении силовых структур) и какой видит свою роль в стране после него. Ведь тогда, если он захочет оставаться лидером и дальше, придется либо устраивать новую рокировку как перерыв на один срок, либо менять Конституцию России, либо придумывать новую должность.

Об этом, в частности, упомянула Татьяна Становая, отметив, что речь идет о среднесрочной перспективе: "Перед режимом стоит проблема воспроизведения после 2024 года, а это потребует, я бы даже сказала с гарантией, необходимости внесения поправок в основной закон. Насколько мне известно, сейчас разные группы влияния предлагают Путину разные варианты, как можно было бы адаптировать режим к передаче власти преемнику или какой-нибудь другой модели".

По ее словам, после выборов также стоит ожидать обновления правительства и, возможно, администрации президента, и вряд ли оно будет декоративным. "Возможно, будут какие-то структурные изменения, связанные с организацией органов власти. Мы ожидаем реформу силовых структур и кадровую ротацию. Например, очень много говорят о возможной замене руководителя Следственного комитета, а, возможно, и ликвидации СКР, – рассказала эксперт. – Если бы президент оставил всех на своих местах в правительстве, этого не поняли бы ни элиты, ни общество. Главная интрига – кто станет премьер-министром".

Становая считает, что обвинения в адрес России со стороны Запада будут оставаться ключевым фактором, который будет влиять на внутреннюю политику Москвы, на приоритеты и решения Путина.

"Я не думаю, что у Путина есть какие-то особые планы в отношении США или Европы. Его задача сейчас – найти определенный формат, который позволил бы добиться хотя бы ограниченного успеха в политическом процессе в Сирии, – уверена политолог. – Очень много скепсиса относительно перспектив, но это единственный путь для Путина достичь хоть какого-то прогресса и позитива во внешней политике. Украина отошла на второй план, но за последние полгода начала возвращаться. И настроения такие, что в Кремле готовы идти на какие-то уступки, но только на своих жестких условиях. Путин не готов уходить с Донбасса. Думаю, ситуация остается в тупике. И Россия не в столь сложной ситуации, чтобы чем-то жертвовать с точки зрения логики Путина".

Структурные изменения, как объясняет Становая, Путин считает нужными, поскольку и сам осознает, какие внутренние и внешние риски будут стоять перед Москвой в ближайшие шесть лет: "Путин прекрасно понимает проблему, связанную с коррупцией, неэффективностью и так далее. Он хочет большей динамичности. И даже не лояльности, а технической старательности. Но это пожелание. Реализация – это будет совсем другая история. Путин не готов к слишком радикальным изменениям, и в том же вопросе борьбы с коррупцией у него нет решения. Я ни на секунду не верю, что Путин готов идти на какие-то послабления. Скорее – наоборот, я бы ожидала, что новый срок грозит значительно более быстрым авторитарным трендом и становлением более репрессивного режима".

Подобную мысль высказал и Семен Новопрудский. Он подчеркнул, что серьезные изменения во внешней политике РФ возможны только после введения личных санкций против крупнейших российских бизнесменов и чиновников, а также ограничений на экспорт нефти из России.

"Экономически Россия находится в глубоком кризисе. Но экономикой российская власть серьезно заниматься и не собирается. Путин не скрывает, что делает ставку на внешнюю политику и надеется переиграть Запад в долгой игре с учетом того, что власть в западных странах постоянно сменяется с помощью выборов, а в России фактически действует пожизненное президентское правление. Полностью уничтожить Украину военным путем Путин в ближайшее время, скорее всего, не решится, но и ликвидировать ДНР и ЛНР тоже пока не будет. В целом Россия пока продолжит дрейфовать в сторону персоналистской диктатуры Путина с более интенсивным вмешательством в частную жизнь граждан, цензурой в сфере культуры и массмедиа, а также имперскими замашками во внешней политике и попытками утвердить важность России в мире с помощью гибридных войн и политических провокаций. При этом Россия, скорее всего, попытается дестабилизировать ситуацию в Украине и вмешаться в украинские парламентские и президентские выборы", - прокомментировал Новопрудский.

Читайте также

У ног Путина: почему Тбилиси отворачивается от Запада

Из-за принятия закона Грузия рискует остаться в полной международной изоляции

Российская игра престолов: что задумал Путин, сместив Патрушева и Шойгу

Путин явно хочет, чтобы Россия окончательно перешла на военные рельсы

Россия зарабатывает миллиарды на нефти: как перекрыть этот "кран"

Запад должен ужесточить санкции против России, чтобы лишить ее большей части черных доходов