В Украине снова повысят тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки. Ближайшее подорожание запланировано уже на 30 мая, следующее - на 1 октября 2018 года. Увеличение стоимости перевозок в нынешних условиях неизбежно, считают эксперты, однако, добавляют они, власти сейчас имеют ресурсы для сдерживания и смягчения роста цен, который ложится неподъемным бременем на обнищавшее население. "Апостроф" выяснил, каковы главные проблемы отечественного железнодорожного транспорта и как их можно решить.

В 2018 году в Украине вырастут цены на билеты на поезда. При этом ближайшее подорожание произойдет совсем скоро – 30 мая. До конца года ожидается еще одно увеличение тарифов – 1 октября. В целом рост цен составит порядка 25%.

Если, к примеру, сейчас билет на поезд Интерсити+ из Киева во Львов стоит 342,52 грн (билет во втором классе на 27 мая), то с 30 мая он должен будет стоить уже 383,62 грн (запланированное подорожание на 12%). Билет на Интерсити+ из Киева в Харьков также на 27 мая стоит 307,64 грн, соответственно, с 30 мая его цена должна вырасти до 344,56 грн. Аналогично повышение цены на скоростной поезд Киев-Одесса – с 338,8 грн до 379,46 грн. Для желающих отправиться по маршруту Киев-Днепр цена изменится с 324,52 грн до 363,46 грн.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Ранее стоимость проезда в поездах планировали повысить с 1 апреля – на 10%, но, как выяснилось, соответствующий приказ не прошел все стадии согласования, и подорожание отложили на месяц.

В "Укрзализныце" заверяют, что вырученные от повышения цен средства будут направлены на развитие пассажирской инфраструктуры – закупку вагонов и ремонт действующего подвижного состава.

Читайте также: В Украине станет дороже ездить на машине: что будет с ценами на бензин и автогаз летом

Тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки в Украине не повышались с 2014 года. Были планы увеличить стоимость проезда в 2017 году сразу на 35%, но власть от них отказалась. Тем не менее незначительное подорожание все-таки произошло – по данным Министерства экономического развития и торговли, в прошлом году индекс потребительских цен на услуги железнодорожного транспорта увеличился на 3,9%.

Убыточные перевозки

В комментарии "Апострофу" директор программы "Инфраструктура будущего" аналитического центра "Украинский институт будущего", бывший первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер отметил, что пассажирские железнодорожные перевозки являются "глубоко убыточным направлением внутри "Укрзализныци".

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

В результате компания вынуждена субсидировать перевозки и не имеет возможности инвестировать в инфраструктуру.

При этом, даже после запланированного повышения, цены не покроют себестоимости пассажирских железнодорожных перевозок. "Для этого нужно в три раза поднимать (цены)", - сказал "Апострофу" бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава.

По его словам, государство не субсидирует пассажирские перевозки, и "Укрзализныця" оставлена один на один с этой проблемой". Соответственно, вряд ли украинцам стоит ждать реального улучшения уровня обслуживания после подорожания.

"Это повышение никоим образом проблемы "Укрзализныци" не решает – они это даже сами признают. Пару сотен миллионов добавят, улучшат свои финансовые показатели, но на сервис это принципиально не повлияет", - отметил в комментарии "Апострофу" эксперт общественной компании "Европатруль" Вячеслав Коновалов.

gallery/1392/87456

При этом, по словам Владимира Шульмейстера, из-за того, что на железной дороге остаются довольно низкие тарифы, "страдают другие виды транспорта".

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"То, что происходит сегодня (удерживание низких цен, - "Апостроф"), приводит к двум катастрофическим явлениям: убиению самой "Укрзализныци" как вида транспорта и сильнейшему давлению на смежные конкурирующие виды транспорта, что привело к тому, что у нас за последние 20 лет значительно сократились внутренние авиационные перевозки и практически исчезли перевозки по реке, потому что они стали неконкурентоспособными – а там у нас только частный сектор. Если бы и авиация, и "пассажирка" по реке, и автобусы были в руках государства, то государство было бы вынуждено дотировать все эти виды транспорта. Но фокус в том, что у нас в руках государства осталась, по сути, только железная дорога", - заявил он.

По словам специалиста, "пассажирские перевозки – это всего лишь 10% доходов внутри "Укрзализныци". Остальное - грузовые перевозки, но на них тарифы также низкие, в результате чего по железной дороге в Украине сегодня перемещается порядка 80% всех грузов.

Неэффективность и коррупция

Помимо стоимости перевозок значительными проблемами "Укрзализныци" являются плохая управляемость компанией и политическая ангажированность ее руководства.

По словам Владимира Шульмейстера, необходимо повышать внутреннюю эффективность УЗ. "Там много чего есть, как ее улучшить", - отметил эксперт.

Традиционной проблемой также является коррупция. "Они не хотят разбираться со своими внутренними коррупционными схемами и вместо этого решили переложить все на плечи пассажиров. Вместо того, чтобы вытащить из тени от 5 до 10 млрд грн, которые крутятся в "Укрзализныце", решили, что надо заставить пассажиров платить больше", - заявил Вячеслав Коновалов.

По его словам, "точно такая же история" и с тарифами на проезд в общественном транспорте.

Низкий сервис, нехватка вагонов, изношенность подвижного состава и низкая скорость движения на железнодорожном транспорте приводят к тому, что многие украинцы отказываются от услуг "Укрзализныци", отдавая предпочтение другим видам транспорта, даже если цены на них выше. В частности, как отметил Вячеслав Коновалов, с этим связано бурное развитие сервиса BlaBlaCar.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

gallery/1392/87457

Если власти не начнут финансировать покупку нового подвижного состава, система железнодорожных перевозок в Украине "все больше будет напоминать Индию, Пакистан, Бангладеш, где люди ездят на крышах", - отметил Александр Кава.

Более того, существует реальная угроза коллапса УЗ.

"То, что сегодня происходит в "Укрзализныце", ведет к ее гибели и остановке железной дороги. Это – тот ужас, который может возникнуть по всей стране. Если она встанет, почувствуют все", - утверждает Владимир Шульмейстер.

Комплексный подход

Учитывая вышесказанное, можно спрогнозировать, что билеты на поезда будут дорожать и в дальнейшем. Исключением может стать разве что 2019 год, на который в стране запланированы президентские и парламентские выборы.

При этом многим украинцам не по карману и нынешние "низкие" тарифы на железнодорожные перевозки. В стране возник парадокс - цены билетов на поезда существенно ниже себестоимости перевозок, но они слишком высоки для большинства граждан.

Есть ли выход из такой ситуации?

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Вопрос нужно решать комплексно. И этим должно заниматься руководство страны. Нужно менять налоговую систему, нужно уменьшать теневую часть экономики и давать людям достойные зарплаты. Это, в том числе, уменьшит отток людей из Украины, который сегодня катастрофический", - считает Владимир Шульмейстер.