Окружной административный суд Киева принял решение рассмотреть в упрощенном порядке требование Азовстали отменить решение Мининфраструктуры о повышении тарифов на железнодорожные перевозки. В связи с этим МИУ не сможет принимать участие в процессе и привести свои доводы, а о решении суда узнает только постфактум.
Решение ОАСК может поставить под угрозу всю реформу Укрзализныци, пишет политический эксперт Сергей Быков.
"Представьте: вас обвинили, что вы не возвращаете кредит, который и не брали. Но вас в суд не вызвали, вашу позицию не слушали, а вы узнали об этом процессе только из решения суда, который уже прошел без вас. Согласитесь, такое решение вызывает много вопросов и довольные улыбки на лицах коллекторов и судей", - возмутился эксперт.
Быков напоминает, что когда Министерство инфраструктуры представляло новые тарифы, ни Азовсталь, ни другие предприятия из группы Рината Ахметова публично не высказывались против. Вместо этого они пошли в суд с сомнительной репутацией.
Теперь же УЗ может потерять минимум 12 млрд грн, которые должны были пойти на ремонт и электрификацию железной дороги.
"Такие масштабные инвестиции в железную дорогу помогли бы всем производителям быстрее и безопаснее доставлять свои грузы и ускорить оборачиваемость вагонов. Вместо того чтобы работать по-новому, Азовсталь пытается заблокировать всю реформу тарифов. А это значит, что денег на модернизацию железной дороги у государства может не стать", — пишет Сергей Быков.
Он отметил, что повышение тарифов не привело к резким изменениям: доля транспортировки в общей стоимости руды выросла всего с 2% до 3%. Даже после второго этапа повышения, с 2022 года, тарифы на грузоперевозки УЗ остаются в разы ниже, чем в Европе: Украина - $8,74, Польша - $51,68, Словакия - $45, Румыния - $25,17.
Эксперт предположил, что такой шаг со стороны Азовстали и всего холдинга - месть за то, что УЗ решила покупать электроэнергию напрямую у Энергоатома, а не через фирмы олигарха Рината Ахметова. Это приносит УЗ дополнительные 4 млрд, которые планируют потратить на восстановление железных дорог и новые вагоны.
"Если суд примет решение в пользу Азовстали, то стратегическое госпредприятие не получит необходимые инвестиции, а мы и дальше будем субсидировать одну финансово-промышленную группу вместо того, чтобы инвестировать в инфраструктуру", - заключил эксперт.