Вопрос о титановой отрасли Украины упирается в проблему приватизации ОГХК, который владеет крупнейшими месторождениями титановых руд, и после решения вопроса Украина может войти в список лидеров титанового рынка.
Об этом сообщается в материале УНИАН.
Сырьем для производства титановой продукции является титановая губка, которая производится с помощью процесса Кролла. После развала СССР Запорожскому титаномагниевому комбинату (ЗТМК) удалось избежать восстановить производство титановой губки, доведя его до показателя 12 тыс. тонн к 1998 году. Конкуренты смогли нарастить большие мощности, но в начале 2000-х была разработана и внедрена технология производства гидрированого титана: гидрид титана измельчался в порошок, прессовался, и при обжиге без доступа кислорода, спекался в готовые изделия. Так получались детали из чистого титана необходимого размера и сечения. ЗТМК с американской компанией Adma products Inc. провели испытания с порошком гидрида титана, из которого были изготовлены изделия для Boeing. Партия деталей прошла сертификацию. Корпорация из США в 2009 году заявила о готовности ежегодно закупать около 15 тыс. тонн гидрида у ЗТМК. Однако комбинат в 2010 не осуществил полноценный запуск производства и не подписал контракт с Boeing. Тогда по решению Януковича и Азарова ЗТМК был отдан в собственность, а Вольногорский и Иршанский ГОКи – в управление структурам Фирташа. Производство ЗТМК откатилось к выпуску титановой губки для нужд российской ВСМПО-Ависма. В 2021 государство вернуло ЗТМК в свою собственность, однако производство гидрида титана было остановлено, объём производства титановой губки упал более чем в 2 раза; объем производства шлака - в 3 раза.
Основной проблемой развития титановой отрасли журналисты считают низкую динамику внедрения инновационных технологий и необходимость создания в Украине титановой индустрии полного цикла. Относительно ОГХК и его "миссии" предполагается, что госкомпания могла бы внедрить новые технологии, создать производства и выполнить задачу по созданию замкнутого цикла производства титана, причем как оставаясь в собственности государства, так и будучи приватизированной. В первом случае могли бы быть использованы помощь со стороны государства и реинвестированная прибыль, а ОГХК мог бы войти в портфель Суверенного фонда, с идеей которого выступал глава ФГИ. В случае же сохранения курса на приватизацию, технологии, инвестиции и создание полного цикла производства должны стать императивом при отборе инвестора.
"Имея огромные запасы собственного высококачественного сырья, опираясь на существующий уникальный научный и производственный потенциал, используя поддержку влиятельных геополитических партнеров и внедряя передовые технологии – мы выдавим рф с мирового титанового рынка, перевооружим собственную армию по самым современным стандартам, обеспечим металлом будущего не только Boeing, Airbus, Rolls Roy’s, Tesla и Apple, но и свои Моторсич, Зорю-Машпроект, КБ ЛУЧ, Антонов и другие", - отмечают авторы материала.