Несмотря на то, что прокуратура изъяла документы «Нафтогаза», аудиторам удалось ознакомиться с ними. Об этом пишет ZN.UA.
Журналисты издания отмечают, что аудиторы назвали несколько причин, по которым не подтвердили отчетность НАК «Нафтогаз Украины», среди которых изъятие прокуратурой первичных документов. В то же время аудиторы не объяснили, почему отсутствуют доказательства.
Журналисты обратились к руководству «Нафтогаза» с вопросом, можно ли было решить вопрос неподтверждения отчетности.
«Пункты 4-5, указанные в аудиторском заключении, касаются сферы закупок, где, по нашему мнению, существовали риски злоупотреблений. Несколько существенных дел относительно операций 2012-2013 гг. находятся сейчас в органах прокуратуры Украины. Поэтому вполне логично, что и у нынешнего менеджмента компании, и у аудиторов есть неуверенность в том, что сущность указанных операций по закупкам в 2012-2013 гг. отвечает их юридической форме. Соответствующие заявления об этом сделаны, с одной стороны, менеджментом в комментариях к консолидированной финансовой отчетности, с другой – аудиторами в их аудиторском заключении.
Также у менеджмента есть сомнения относительно полноты доходов от реализации нефтепродуктов, в частности, сжиженного газа за 2012-2013 гг. У нынешнего руководства «Нафтогаза» есть неуверенность в том, что цена реализации этих продуктов была рыночной.
Однако факты злоупотреблений в окончательной форме могут найти свое подтверждение только в судебном порядке, поэтому в финансовой отчетности эти доходы отражены согласно первичным документам.
Относительно отдельных операций по продаже нефтепродуктов правоохранительные органы Украины уже начали досудебные производства. Аудиторы не могут игнорировать указанных суждений руководства и фактов незавершенных расследований, что и отражено в соответствующем параграфе аудиторского заключения»,– заявил заместитель председателя правления «Нафтогаза» Сергей Коновец.
На вопрос, насколько повлияли на результаты отчета изъятые прокуратурой документы, Коновец сообщил, что «аудиторы имели возможность ознакомиться с документами».
«Руководство "Нафтогаза" официально обратилось к Генеральной прокуратуре Украины с просьбой предоставить доступ к первичным документам, и аудиторы доступ получили. В аудиторском заключении речь идет о том, что сущность таких затрат (учитывая, что этими операциями заинтересовалась прокуратура) может отличаться от их юридического оформления, а не о том, что документов по этим операциям не существует. Документы есть, но и у менеджмента, и у аудиторов есть обоснованные сомнения в том, что они правдиво отражают сущность затрат» – сказал замглавы «Нафтогаза».
Напомним, 30 марта Министерство экономического развития и торговли разработало критерии требований к фирмам, которые смогут проводить аудит финансовой отчетности госпредприятий, стоимость активов которых более 2 млрд грн или размер чистого дохода за последний год превышает 1,5 млрд грн.
27 марта «Нафтогаз» опубликовал финансовую отчетность за 2013 год.
10 марта Нацбанк рекомендовал Кабинету министров провести всеобъемлющий аудит «Нафтогаза» с привлечением международных аудиторских компаний для определения путей оптимизации финансовой деятельности компании и сокращения дефицита.