В середине июня Украина позаимствовала у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) кредит в размере 50 млн евро сроком на 13 лет на строительство дорожной инфраструктуры. За обслуживание кредита придется заплатить практически еще столько же, сколько Украина заняла - более 47 млн евро. Полученный кредит имеет целевое назначение - на ремонт дорожного покрытия, но именно в этом кроются большие коррупционные риски.
Об этом в комментарии "Апострофу" заявил аналитик Международного центра перспективных исследований Егор Киян.
"К сожалению, в Украине сложилась уже некая традиция: чуть что - строим дороги. Конец бюджетного года - закатываем деньги в асфальт. Не использовали половину из 64 млрд грн коронавирусного фонда - уже появились идеи закатать эти деньги в асфальт. Теперь вот очередная идея - взять 50 млн евро у ЕБРР и опять же - закатать их в асфальт. Как будто нет возможности реализовать другие, более рентабельные и экономически эффективные проекты, получить с них прибыль и вложить затем в инфраструктуру. К сожалению - фантазии хватает лишь на кредиты для строительства дорог, отдача от которых совершенно экономически неочевидна. Ведь это же не платная дорога, как за рубежом, которая окупает сама себя. Подозреваю, что в данном случае дорога лишь "съест" 50 млн евро плюс столько же процентов, которые, как всегда, придется заплатить обычным гражданам из своего кармана", - полагает эксперт МЦПИ.
По мнению Сергея Фурсы, позитив здесь может быть в том, что, поскольку кредит на дороги выдает ЕБРР, будет гарантия, что ремонтные работы проведут качественно.
"Когда кредитует ЕБРР, то он контролируют качество, и следит, чтобы там никто не воровал. Поэтому, уж лучше, пусть туда направят деньги ЕБРР, нежели Укравтодор будет закатывать деньги из бюджета в асфальт", - полагает Фурса.
Впрочем, у Александра Гончарова на этот счет другое мнение. "Вы ведь знаете наших чиновников. Они еще до получения денег договариваются об откатах. Тем более - здесь речь идет о кредите на дороги, а мы же все прекрасно знаем, где у нас чаще всего закапываются коррупционные деньги. Откаты там просто сумасшедшие", - говорит экономист.
Не исключает коррупционных рисков и Егор Киян. "Зная, сколько уже было манипуляций в Украине на строительстве дорог, не могу исключить коррупционных рисков и в данном случае", - отмечает эксперт.
Напомним, более подробно о том, насколько целесообразно привлекать кредитные средства на подобные проекты, почему ставки по кредитам для Украины гораздо выше, чем для других стран, и что нужно сделать для их снижения, гидет речь в материале "Апострофа": На дорогой игле: зачем Украине делать ставку на "мертвые" кредиты Запада.