Принятые Верховной Радой изменения в Налоговый кодекс о добровольном декларировании активов физических лиц, не будут способствовать детенизации экономики - вместо того, чтобы стимулировать владельцев теневых капиталов легализовать собственность, закон предлагает им признать себя нарушителями налогового законодательства.
Об этом пишет в блоге для Лига доцент Университета ГФС Украины, кандидат юридических наук Андрей Гмырин.
Рада приняла законопроект №5133 "О внесении изменений в Налоговый кодекс… относительно стимулирования детенизации доходов и повышения налоговой культуры граждан путем введения единовременного (специального) добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единовременного сбора в бюджет". По словам эксперта, в моментах, которые будут определять результат реформы, документ не отличается от первоначального варианта.
Под амнистию подпадут активы, "которые были получены за счет доходов, подлежащих налогообложению, но из которых не были уплачены налоги и сборы и/или которые не были задекларированы в течение любого из налоговых периодов до 1 января 2021". Закон устанавливает период добровольного декларирования - с 1 сентября 2021 до 1 сентября 2022. Право на легализацию теневых капиталов получат физлица, но это не будет касаться граждан, которые после 2010 работали на госслужбе. Декларант должен будет подтвердить стоимость объектов декларирования, а активы криминального происхождения под закон не подпадают.
Парламентарии оставили без изменений пункт об объемах сбора при подаче "нулевой декларации": 5% с валютных ценностей на счетах в банках Украины и с имущества, зарегистрированного в Украине; 9% с ценностей и имущества за рубежом; 2,5% от номинальной стоимости ОВГЗ. Андрей Гмырин считает, что указанные в первых двух пунктах ставки налогообложения слишком высоки, а государству следует создать льготные налоговые условия (до 5%) для инвесторов с амнистированным капиталом и установить дополнительные преференции для зарубежного капитала при возвращении его в страну. Ученый одобрил инструмент легализации как приобретение ОВГЗ, но отмечает, что ценные бумаги должны быть долгосрочными, а процедура их покупки - упрощена.
Критичной, по мнению аналитика, является норма закона, которая устанавливает "презумпцию виновности" для декларантов - лица, которые получат право на легализацию доходов, но не воспользуются им, будут считаться такими, которые сообщили об отсутствии у них активов, полученных за счет доходов, с которых не уплачены налоги. По словам эксперта, декларируя теневые доходы, физлицо признает себя неплательщиком налогов. Андрей Гмырин пишет, что в предыдущей версии проекта предлагалось ввести процедуру подачи декларации в банк. Это позволило бы обеспечить конфиденциальность и защиту. Но в окончательном варианте закона задекларированные доходы определены как налоговая информация. Эксперта удивляет, что объектом декларирования не могут быть наличные средства.
"Закон говорит об амнистии капиталов, как об единоразовой акции… Много ли найдется желающих добровольно признать себя нарушителями налогового законодательства, да еще и заплатить за это государству 5-9% от задекларированной суммы? Без гарантий защищенности капиталов в будущем… Закон не сработает, и амнистию придется проводить повторно. Это ошибочный путь", - констатирует ученый.
Андрей Гмырин пишет, что так Кабмин рассчитывает латать дыры в бюджете, но это "бесперспективный путь". Он отмечает, что экономический эффект государству принесет не увеличение налоговых поступлений от легализации скрытых средств, а перевод теневого сектора в "белую зону" экономики.
"Государство должно создать отечественным предпринимателям такие условия, при которых работать легально и прозрачно, будет экономически выгоднее и удобнее, чем в тени", - резюмирует Андрей Гмырин.