Ситуация с убыточностью пассажирского направления в Укрзализныце очень нездоровая, и требует реформирования - постоянное субсидирование этого направления за счет бизнеса искажает экономику и приводит к закрытию предприятий.
Об этом рассказал генеральный директор Федерации работодателей транспорта Владимир Гусак, комментируя намерение УЗ повысить на 37% стоимость грузовых перевозок для покрытия ущерба от пассажирского направления.
«Ситуация очень нездоровая. Большие убытки от пассажирских перевозок перекрываются за счет грузовых перевозок десятилетиями, и мы неоднократно обращали внимание на то, что нужно принимать меры и исправлять эту ситуацию. Но, к сожалению, как правило, руководство Укрзализныци идет по пути наименьшего сопротивления. И вместо того, чтобы заниматься кропотливой работой по оптимизации и, прежде всего, уменьшению себестоимости пассажирских перевозок, оно пытается покрыть эти убытки за счет повышения тарифов на грузовые перевозки. А это путь в никуда», – подчеркнул Гусак.
Он объяснил, что из-за повышения тарифов на грузовые перевозки Укрзализныця теряет грузы, переходящие на другие виды транспорта, поэтому ситуация становится все более сложной для самого монополиста.
«Каждое повышение тарифов на грузы приводит к тому, что еще какая-то часть украинских предприятий просто закрывается и уже не возобновит работу после победы. И мы продолжаем наблюдать такую же отрицательную тенденцию и сейчас. Мы категорически не поддерживаем такой подход. И считаем, что среди других шагов Укрзализныця должна начинать с уменьшения убытков на пассажирские и грузовые перевозки», — подчеркнул он.
Он также отметил, что если пригородные перевозки являются важным направлением и выполняют социальную функцию, государство должно помочь УЗ покрыть убытки от этого направления субвенциями и предоставить компании всемерную поддержку.
«Если нельзя повышать тарифы на пригородное сообщение, то должна быть субвенция из местных бюджетов. Потому что постоянные повышения железнодорожных тарифов и груз, который вынуждены нести украинские грузоотправители, будет еще одним препятствием для привлечения крупных иностранных инвестиций в Украину», - резюмировал эксперт.
Напомним, ранее Укрзализныця инициировала повышение грузовых тарифов на 37% для того, чтобы покрыть убытки от пассажирского сегмента, которые, по оценкам, составят в 2024 году 25 миллиардов гривен.
В свою очередь, бизнес-сообщество предупредило о критической угрозе, которую представляет это решение для экономики Украины. В Дунайском пароходстве заявили об остановке флота при повышении тарифа, а завод АрселорМиттал Кривой Рог предупредил о риске закрытия завода, где работает 20 тысяч человек. Также бизнес предупредил о неизбежном росте цен на товары и услуги, который ляжет на плечи всех украинцев.