понедельник, 17 июня

16 июня

Почему большие звезды во Вселенной исчезают без взрыва: астрофизики разгадали тайну

Ученые в новом исследовании обнаружили убедительные доказательства того, что большие звезды способны умереть без взрыва, образовав черную дыру. Речь идет о полном коллапсе.

Об этом пишет Physical Review Letters.

Читайте также: Парад планет 2024: когда в июне можно будет увидеть редкое небесное явление

По словам соавтора исследования Алехандро Винья-Гомеза, научного сотрудника Института астрофизики Макса Планка, ядро звезды способно коллапсировать под собственным весом, подобно тому, как это происходит с массивными звездами на последней стадии их жизни. Однако вместо привычного сжатия и последующего яркого взрыва коллапс продолжается, пока звезда не станет черной дырой.

Соответствующее открытие может объяснить феномен бесшумного исчезновения звезд без взрыва сверхновой.

"Если бы кто-то стоял и смотрел на видимую звезду, переживающую полный коллапс, это могло бы походить на наблюдение за тем, как звезда внезапно гаснет и исчезает с небес. Коллапс настолько полон, что не происходит никакого взрыва, ничего не ускользает, и в ночном небе не видно ни одной яркой сверхновой. В последнее время астрономы действительно наблюдали внезапное исчезновение ярко сияющих звезд. Мы не можем быть уверены в связи, но результаты, полученные нами при анализе VFTS 243, принесли результаты, мы гораздо ближе к достоверному объяснению", – рассказал ученый.

Открытие возникло на основе наблюдения двойной звездной системы под названием VFTS 243 в небольшой по размеру соседней галактике – Большое Магелланово Облако. Она имеет большую звезду и черную дыру, имеющую массу, в десять раз превышающую массу Солнца. В системе должны содержаться следы того, как звезда черной дыры в прошлом стала сверхновой, однако астрономы не нашли соответствующих доказательств.

"Обычно события сверхновых в звездных системах можно измерить разными способами после того, как они произошли. Но несмотря на то, что VFTS 243 содержит коллапсировавшую в черную дыру звезду, следов взрыва нигде не обнаружено. VFTS 243 – это экстраординарная система. Орбита системы почти не изменилась с момента коллапса звезды в черную дыру", - отметил он.

Также орбита VFTS фактически круглая и анализ свидетельствует, что во время коллапса не было никаких признаков большой асимметрии, еще раз указывающей на отсутствие взрыва.

Следовательно, черная дыра в системе VFTS 243 могла родиться без сверхновой.

Напомним, ранее мы публиковали сказочные кадры Северного сияния в Украине из разных регионов.

На Землю упал спутник NASA? Новые данные о яркой вспышке в Киеве