Директор Левада-Центра, социолог Лев Гудков считает, что в Российской Федерации у общества нет сил сопротивляться репрессиям государства, которое своими действиями разрушает барьер между уничтожением продуктов и уничтожением отдельных групп населения.
Об этом он сказал в интервью "Новой газете".
По мнению Гудкова, самой большой проблемой, с которой сталкивается российское общество в нынешнее время — это процессы саморазрушения общества и человека.
"Связано это с инерцией приспособления к репрессивному государству, с адаптивностью через понижение. При таком устройстве власть монополизирует право выступать от имени социального или национального коллективного целого. Претендуя на то, чтобы представлять общие ценности, она тем самым отказывает людям в признании их самодостаточности, их достоинства. А политически это выражается в устранении многопартийности и структур гражданского общества, в их подавлении", — считает социолог.
Он отметил, что "насилие строится на том, что насильник, использующий средства принуждения, отказывает другому в признании его самодостаточности, естественности его прав, интересов, желаний, возможностей и всего прочего, навязывая свое понимание того, чем является он сам и окружающий его мир".
"Если интересы государства превыше всего, то нет никакого логического или морального правового барьера между уничтожением продуктов и уничтожением отдельных групп населения, объявленных врагами народа", — заявил Гудков.
"Если власти решают — что есть мораль, что есть искусство, что достойно, а что нет, что есть история, как заниматься сексом и как воспитывать детей, — то это признаки установления тоталитарного контроля. Конечно, мы пока имеем дело лишь с попытками его навязать", — отметил российский социолог.
Он отметил, что данные процессы являются следствием непроработанного советского прошлого.
"Это сохранившаяся привычка к насилию. И мы с этим постоянно сталкиваемся, когда одни и те же люди говорят: "Да, действительно, Сталин виновен в уничтожении миллионов людей", и с другой стороны: "Он — великий человек, он — организатор Победы, и он сделал страну великой". В итоге мы получаем, если хочешь, социальный идиотизм", — сказал Гудков, назвав также данную привычку "выученной беспомощностью".
Как сообщал "Апостроф", 48% россиян допускают повторения сталинских репрессий еще при их жизни. При этом 14% из них считают такую возможность высокой.