Украинская власть намерена создать на Донбассе свободную экономическую зону. Впервые такое предложение прозвучало от главы нашей делегации в ТКГ Леонида Кравчука, а позже идею поддержали и в правительстве. Что будет представлять из себя свободная экономическая зона на Донбассе, поможет ли это реинтеграции оккупированных территорий, и придет ли инвестор в регион, охваченный войной, разбирался "Апостроф".

Серьезные заявления

После того, как Леонид Кравчук стал главой украинской делегации в ТКГ, он успел всколыхнуть информационное поле не одним громким заявлением. Например, первый президент отметил, что, если переговоры в Минске зайдут в тупик (как будто бы они уже не там), украинская сторона будет инициировать подписание нового Будапештского меморандума. Инициировать, конечно, можно, но очень сомнительно, что Запад сейчас в состоянии предложить Украине взамен "бумажных", реальные гарантии безопасности.

Соответственно, с такой же иронией воспринималось и предложение Кравчука по свободной экономической зоне.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Мы можем предложить рассмотреть вопрос свободной экономической зоны в этих областях. Кстати, в 1993 году я, будучи президентом, подписал указ, об установлении свободной экономической зоны в этих регионах, но потом это как-то потерялось. Но это не означает, что невозможно вернуться к этому вопросу и обсудить его", - подчеркнул Кравчук.

Но вслед за первым президентом, об особом экономическом статусе востока заговорили и в Кабмине.

"Сейчас мы говорим о том, что мы должны создать возможность приоритетного развития Луганской, Донецкой и Херсонской областей, подконтрольных правительству. Сделать там точки роста, подтянуть туда инвестиции, сделать определенные льготные режимы", - отметил министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников.

Эту же идею озвучил и премьер-министр Денис Шмыгаль.

"Что касается создания привлекательных условий для бизнеса, который придет на территории, временно оккупированные на сегодня, который придет на территории, которые сегодня расположены у линии разграничения, у нас есть несколько направлений. Это, конечно же, и налоговые льготы, определенные преференции с точки зрения начала и ведения там бизнеса", - пояснил глава правительства.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

По словам премьер-министра, у правительства есть "видение и концепция" создания зон приоритетного развития, но конкретные шаги еще разрабатываются Минэкономики и Минреинтеграции.

Как видим – все серьезно, а значит, Донбасс реально может получить особый статус, по крайней мере, в экономическом плане.

Уже проходили

Несмотря на то, что конкретику в Кабмине еще разрабатывают, существуют общие принципы функционирования свободных экономических зон. Все они прописаны в законе Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных экономических зон" от 1992 года. И этот закон до сих пор действующий.

Итак, согласно законодательству, свободная экономическая зона (СЭЗ) – часть территории Украины, на которой устанавливается специальный правовой режим экономической деятельности. Например, льготные таможенные условия, валютно-финансовые и налоговые преференции. Какие именно – определяет правительство. Это необходимо для того, чтобы привлечь инвестиции на определенную территорию и в результате получить импульс к социально-экономическому развитию. Как раз то, чего так остро сейчас не хватает Донбассу.

picture Донецк, 2015 годФото: Getty images

Кстати, в 1998 году в Донецкой области уже создавалась СЭЗ "Донецк" и был введен специальный режим инвестиционной деятельности, который предусматривал 20% ставку налогообложения дохода, отмену налогов на сумму инвестиций по инвестиционному проекту, отмену платы за землю.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Но это не привело к появлению на Донбассе крупных зарубежных инвесторов. Впрочем, по мнению профессора международной экономики Мариупольского государственного университета Юрия Макогона, свой позитив все же был.

"То, что раньше уходило в офшорные зоны, стало приходить обратно на Донбасс, - пояснил "Апострофу" Макогон. – Были иностранные инвестиции из Кипра и Виргинских островов на свои же заводы. Но и в этом был положительный эффект: четыре металлургических завода были капитально реконструированы, Азовсталь, Ильича, ЕМЗ и в Донецке появился "Истил".

Кроме СЭЗ "Донецк", по всей Украине действовало еще 10 зон с разными преимуществами для бизнеса. Впрочем, это была история не о внешних инвестициях, а больше о внутренних схемах.

"Зоны использовались в основном для налоговой минимизации, освобождения от импортных пошлин, для безтаможенных процедур и тому подобное. Налоговые схемы и уход от налогообложения – это было основное "преимущество" таких зон", - отметил в комментарии "Апострофу" директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.

"И это делали непосредственно резиденты Украины. Там не шла речь о внешнеэкономической деятельности", - добавляет "Апострофу" экономист Андрей Блинов.

Однако в 2005 году все налоговые преференции свободных экономических зон были ликвидированы.

"Когда премьер-министром стала Юлия Тимошенко, составляя новый бюджет, она добилась заморозки преференций зон, и они потеряли смысл, - вспоминает Юрий Макогон. – А когда к власти пришел Янукович, который из этого же региона, его интересы не совпали с идеей свободных экономических зон".

Декларация без фундамента

Чем же поможет Донбассу создание СЭЗ сейчас? И поможет ли в принципе?

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Создание наиболее благоприятных условий для бизнеса – всегда хорошая идея", - уверяет Василий Юрчишин. И здесь спорить сложно.

Кроме того, в создании СЭЗ прослеживается и важный политический аспект.

"Сейчас уперлись в бетонную стену по Минским соглашениям и, очевидно, хотят заменить особый статус вот этими экономическими преференциями", - говорит Юрий Макогон.

Правда, в самих "республиках" уже успели раскритиковать идею свободной экономической зоны для Донбасса.

picture Донецк, 2015 годФото: Getty images

"Это полумеры, которые частично были актуальны в 2014 году, но сегодня о них говорить просто нет смысла", - заявил, так называемый, спикер фейкового парламента "ДНР" Владимир Бидевка.

Но, на самом деле, не так важно какие тезисы вбрасывают члены оккупационных администраций ОРДЛО. Гораздо важнее экономический толчок к развитию региона. А этот позитивный эффект должен был быть еще вчера.

"У нас существует колоссальный провал в экономической политике, - говорит "Апострофу" экономический эксперт Алексей Кущ. – Россия предпринимает шаги, чтобы на оккупированных территориях создать патерналистскую, квазииндустриальную витрину похожую на времена позднего СССР. Не все получается, но идеологические штампы уже запущены. Например, в "ДНР" активно рассказывают, что минимальная пенсия у них больше, чем в Украине и самое интересное, что статистически это соответствует действительности. Или тарифы меньше. Но Украина также должна была создавать индустриальную витрину на подконтрольных территориях: разработать экономическую модель, которая реанимировала бы машиностроение, химическую промышленность. Но сейчас региональная экономика на подконтрольных территориях наоборот деградирует. Вместо продуманной политики имеем развал и никакой витрины с нашей стороны нет".

Впрочем, по мнению экспертов "Апострофа", ожидать позитива от идеи правительства не стоит, ведь кроме яркой декларации, стабильного фундамента, для создания особых экономических условий на Донбассе – нет.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"В данном случае правительство пытается всевозможными хорошими декларациями и тезисами завуалировать неготовность к проведению осмысленной политики по Донбассу, - констатирует Юрчишин. – Мы не имеем нормальной программы деятельности правительства и в этом контексте говорить о том, что мы будем создавать какие-то островки благоприятствования бизнесу, не имеет смысла. Инвестор приходит не в особые зоны, которые еще непонятно как будут функционировать. Он приходит в понятную, прогнозируемую среду с понятной политикой".

Кроме того, создание привлекательной СЭЗ проблематично не только из-за слабой политики правительства, но и в силу объективных причин.

Во-первых: "В регионе, где идет война, которая неизвестно, когда закончится, говорить о благоприятствовании бизнесу, по меньшей мере странно", - отмечает Юрчишин.

Во-вторых: "Свободная экономическая зона предполагает максимальную дерегуляцию: свобода в передвижении грузов, налогообложении. А какая может быть максимальная дерегуляция, там, где управляют военно-гражданские администрации и жесткое государственное регулирование, блокпосты", - добавляет Алексей Кущ.

Но это не значит, что СЭЗ на востоке не появится… для решения определенных задач.

"Это может привести к тому, что на экономической карте Украины появится большая черная дыра, которая будет использоваться для оптимизации налогообложения и вывода капитала", - резюмировал Кущ.