13 ноября 2025 года в PinchukArtCentre в Киеве открылся групповой проект "Это всего лишь конец света" кураторки Оксаны Чернобровой.
Эта выставка продолжает многолетнюю программу институции, направленную на развитие новых кураторских голосов.
В экспозицию вошли работы семи украинских авторов и авторов: Екатерины Лысовенко, Анны Никитюк, Владислава Плисецкого, Жени Степаненко, Федора Татьяныча, Ильи Тодуркина и Ольги Штейн.
Читайте также: Автопортрет в постели Фриды Кало продали за 54,7 млн долларов - это новый рекорд для работ женщин-художниц.
Проект исследует чувство катастрофы, ставшей обыденностью. Конец света здесь не метафора апокалипсиса, он выступает как фиксация реальности, в которой живут украинцы.
"Мы научились существовать в состоянии постоянного кризиса, воспринимая чрезвычайное как норму" – говорит куратор экспозиции Оксана Черноброва.
Центральная идея выставки связана с темой мутации – незаметной, но непрерывной трансформации человека в условиях продолжительного напряжения. Так же, как другие живые существа приспосабливаются к среде, человек образует новое гибридное тело.
"Эволюция живых организмов – это серия мутаций, которые отвечали на окружающую среду и позволяли приспосабливаться к ней... Природа не мыслит категориями красоты и уродства – единственным критерием успеха есть способность жить дальше, обманывая слепую невозможность".
Выставка предлагает взглянуть на нас самих после лет "конца света" – на потери, уже ставшие частью нас, и на возможность появления новых способов существования.
"Мне хотелось говорить не только о потере, но и о том, как на ее месте возникает пространство для другого – нового образа бытия" – отмечает куратор.
Проект акцентирует внимание на жизни во всей его многомерности – на выносливых, странных, порой незаметных формах, которые продолжают существовать, несмотря на близость к разрушению.
Это состояние, в котором "уничтожение и возрождение ходят по кругу, впрочем, ускорено – иногда в пределах одного дня".
Работы на экспозиции
Выставка открывает перспективу рождения по разрушению – как после исчезновения людей возвращаются редкие биологические виды, так и после социального или эмоционального краха появляются другие способы быть, чувствовать, творить.
В частности, в произведении "Эмбрион русалки" Екатерина Лисовенко обращается к мифологическим образам уязвимости и телесной памяти, через которые проявляется универсальный опыт выживания.
В видео Жени Степаненко "Рыжик превращается в бабочку, а лисичка – в дождливый червь" центральным мотивом становится гриб Cladosporium sphaerospermum, способный расти в средах с высокой радиацией, в частности на реакторе Чернобыльской АЭС.
Отправной точкой для появления видео Жени стали тревога о будущем в сочетании со страстью к уборке грибов.
"Это был 22 год, время, когда начались российские угрозы ядерной атаки. Моя семья была на ушах, закупалась йодидом калия и запасалась водой и консервами. Параллельно с волнением за них, я думала о том, что произойдет с моей любимой и доступной точкой для сбора грибов – Пуща-Водицей, и с этим хобби в целом", – рассказывает Женя Степаненко.
Именно тогда художница параллельно читала научно-популярную литературу о грибах и нашла эту параллель об утилитарном использовании грибов и радиации.
Мы также спросили у Жени, есть ли эта способность грибов и людей приспосабливаться к экстремальным условиям скорее "суперсилой" или угрозой и может даже проклятием?
На что она ответила: "Если выбирать из двоих, то я бы сказала скорее супер силой. Наверное, можно сказать, что я склоняюсь к постгуманистическому реализму. Может, это наивно, но я хочу верить, что если катастрофа необратима и существует вне контроля человека, то это не конец, а среда, но среда, где среда, а среда, где среда, но среда. будет жить, включая людей в новых формах взаимозависимости".
Анна Никитюк в работе "Нигде и не с кем" осмысливает отсутствие выбора и вынужденность в ситуациях, связанных с войной.
Стихотворение Федора Татьяныча демонстрирует его видение мира как единого организма, в котором все взаимосвязано, а будущее человечества предстает как возможность нового перерождения.
Три новых работы дополняют экспозицию. Художница Ольга Штейн презентует масштабную инсталляцию "Диванная форма №3", созданную специально для этой выставки.
Работа напоминает существо, прорастающее из стен института и отсылающее к образу уробороса – метафорического змея, находящегося в цикле самоуничтожения и самовосстановления. Как и человечество, которое изобретает себя после катастрофы.
Другая работа Ольги Штейн экспонируется на выставке "Я проблема здесь..?" в Центре современного искусства М17, о которой мы рассказывали раньше.
В проекте "Герои" Илья Тодуркин создает шахматную игру, где каждая фигура определяет собственную цель – без разделения на победителей и проигравших.
Среди "персонажей" на доске есть автопортрет художника в форме тетради. Такой образ он обосновал так: "В какой-то момент я понял, что лучше узнавать что-то новое через людей, и люди вокруг являются книгами, поэтому я только тетрадь, потому что все записываю".
Также есть фигура лошади с квартирой вместо головы, которая воспроизводит план квартиры Ильи в Мариуполе, в которую он не может попасть.
Владислав Плисецкий представляет объекты, через которые выстраивает связь с внешним миром после мобилизации.
Как заключает куратор выставки:
"Единственное, что остается – это посмотреть на то, что предсказать было невозможно, и с облегчением выдохнуть – это всего лишь конец света".
Накануне в Киеве открылась выставка "Вселенная Якова Гнездовского" в честь 110-летия выдающегося украинского и американского художника, одного из самых известных художников-графиков ХХ века.
Интересные новости для вас:
- Список похищенных российскими оккупантами культурных ценностей из Херсона появился на WAR&SANCTIONS.
- Российские оккупанты завершают работы внутри мариупольского драмтеатра.
- "Прости нас, Флориан": в Киеве прошла акция в поддержку "Летящей тарелки" на Лыбидской.