Несколько месяцев подряд цены на автомобильное топливо в Украине не менялись, однако осенью рынок горючего начало лихорадить - сначала значительно подорожал дизель, а затем цены начали расти на сжиженный автомобильный газ. "Апостроф" разбирался, что происходит на отечественном рынке нефтепродуктов, и что будет с ценами на топливо до конца года.
Эпоха стабильности на рынке автомобильного топлива Украины, судя по всему, закончилась.
Если с конца октября на автозаправках дорожал исключительно дизель, тогда как цены на другие виды горючего оставались без изменений, то во второй половине ноября лихорадить начало и котировки сжиженного газа.
Напомним, цены на дизтопливо в Украине - и во всей Европе - начали расти с конца минувшего месяца. Так, 24 октября литр ДТ стоил в среднем в рознице 55,75 грн, а через месяц - уже 58,45 грн, то есть, фактически, столько же, сколько и литр бензина А-95 (58,5 грн).
В последние дни рост цен на дизель, вроде как, остановился, но возникла другая неприятность - начал дорожать автогаз.
Цены на газ оставались стабильными на протяжении многих месяцев. В середине ноября они незначительно выросли, что можно было бы списать на привычные ценовые качели в пределах десятка копеек, однако к концу текущего месяца рост ускорился, и, если 14 ноября газ на АЗС в среднем стоил 34,36 грн/л, то 25 ноября - уже 35 грн/л.
Почему дорожает автогаз?
"Очень болезненно восприняли информацию о краткосрочном увеличении котировок на внешних рынках, которое произошло в начале ноября", - сказал в комментарии "Апострофу" аналитик консалтинговой компании "Нафторынок" Александр Сиренко.
По словам руководителя специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, на рынке сжиженного газа обострилась конкуренция за ресурс среди потребителей.
"Польша, Литва, Турция и другие, откуда идут поставки, используют сжиженный нефтяной газ как топливо для котлов, - объяснил эксперт изданию. - И, чем ниже будет температура воздуха, тем меньше будет ресурса".
На цены внутри Украины также влияет валютный курс – он значительно вырос во второй половине этого месяца: если 19 ноября доллар на украинском межбанке стоил 42 грн, то 24 ноября - 42,5 грн.
При этом, как рассказал Александр Сиренко, в Европе котировки газа сейчас снижаются, однако на заправках в Украине цены не спешат следовать за трендом.
"Получается так, что операторы закидывают (повышенную цену), видят, что берут, и по возможности как можно дольше сохраняют высокую цену на стелле", - объяснил он.
Не обращают внимания они и на динамику изменения валютного курса - по состоянию на 26 ноября курс доллара снизился до 43,3 грн, но на ценах автогаза это никак не отразилось.
Оптовые цены пошли вниз
Как уже было сказано выше, фактичкески, весь ноябрь в Украине дорожало дизельное топливо, при этом в последние дни рост цен на него существенно замедлился.
"Оптовые цены давно уже пошли вниз, а заправки просто не реагируют", - говорит Александр Сиренко.
Ну и, опять-таки, как было замечено выше, цены на бензин, в отличие от газа и дизеля, остаются стабильными. Их даже не сдвинула с места подорожавшая иностранная валюта - вероятно, влияние этого фактора нивелировалось падением цен на нефть.
Но не исключено, что в ближайшее время стабильности цен на бензин также придет конец.
Как известно, 1 января 2026 года в Украине должно закончиться действие моратория на взыскание штрафов на продажу бензина без биоэтаноловой добавки, но пока непонятно, будет ли мораторий действительно отменен, или правительство найдет какой-нибудь повод его продлить.
"Возможно, этот ажиотаж отразится на ценах, правда, непонятно, в какую сторону, - говорит Александр Сиренко. - Это будет зависеть от ситуации на рынке бензина Европы во второй половине декабря".
Кроме того, есть законодательная инициатива увеличить ставки акцизов на топливо, которые с 1 января и так должны вырасти.
"Речь идет об увеличении (акцизов) на 20-40 евро на 1000 л, и, соответственно, эту разницу заплатит конечный потребитель", - объясняет Сиренко.
При этом, по словам эксперта, цены на АЗС будут зависеть, в первую очередь, от таких факторов как котировки нефти и валютный курс: "Цена нефти может еще больше снизиться, и, если произойдет это внешнее удешевление, то для нас 30 евро на литре будут незаметны, а, возможно, что (горючее) еще и подешевеет. Хотя, если будет дешеветь, то очень потом".
"Три кита" цены горючего
Почти незаметно мы подошли к наиболее животрепещущим вопросу: в каком направлении будут двигаться цены на автомобильное топливо до конца текущего года, до которого остался фактически месяц?
Итак, цены на горючее в Украине зависят от трех факторов: мировых котировок нефти, валютного курса (поскольку весь ресурс импортируется) и наличия самого ресурса.
Стоит заметить, что ни по одному из этих факторов нет какой-либо определенности.
Цены на нефть пока продолжают падать, но все может измениться в один момент (если, например, возобновится ирано-израильский конфликт или Китай решит напасть на Тайвань). Валютный курс, скорее всего, продолжит расти, однако непонятно, насколько быстро. И, наконец, наличие ресурса - если, например, газа будет достаточно, с одной стороны, для обогрева квартир поляков и турок, а, с другой, для того, чтобы заправлять автомобили украинцев, цены на него, скорее всего, расти не будут. Вместе с тем, дефицит топлива, по крайней мере, краткосрочный, возникает из-за обстрелов портов и находящихся в них танкеров - и это касается всех видов горючего, а также портов как в Украине, так и в России.
Дорогая стабильность
При этом вероятность того, что цены, в первую очередь, на бензин, сохранят стабильность, достаточно велика. Правда, эта стабильность довольно своеобразна.
"Стабильно завышенные цены где-то на 8 грн в среднем по рынку, - говорит Геннадий Рябцев. - По крайней мере, 5 грн (на литре) можно было бы элементарно убрать".
По его словам, так называемые "системные операторы" держат цену бензина выше 63 грн/л, и, если бы не дискаунтеры, которые тот же немецкий бензин продают по 58 грн/л, могли бы поднять свои цены еще выше.
Это же касается и дизельного топлива: "Его цена сейчас 58 грн (за 1 л), хотя он должен стоить в лучшем случае 52 грн".
Таким образом, если нефтяные котировки продолжат медленно снижаться, курс доллара и евро - медленно расти, а трейдеры будут находить нужные объемы топлива для его импорта в Украину, цены, в первую очередь, на бензин, расти не будут, по крайней мере, так, чтобы это стало заметно потребителям.
Впрочем, возможны и другие, менее радостные сценарии, однако будем надеяться, что они не реализуются.