Депутаты наконец поставили точку в "налоговой эпопее". По крайней мере, в 2015 году. В четверг были приняты изменения в Налоговый кодекс. Они заложили фундамент для бюджета на 2016 год, который был принят под утро 25 декабря. Нас ждет снижение ставки налога на ЕСВ, существенное повышение акцизов и сохранение "упрощенки". Главная претензия к компромиссному решению — его сложно назвать реформой. Оно предполагает лишь точечные решения. Вместе с тем, непринятие бюджета ставило под угрозу получение очередного кредитного транша МВФ.
24 декабря депутаты приняли компромиссный законопроект № 3688, который предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс. Проголосованный Верховной радой документ открыл дорогу к принятию госбюджета на следующий год. По ряду позиций он отличается от того варианта, который был внесен правительством на рассмотрение Рады 22 декабря. Среди ключевых спорных вопросов — механизм возмещения НДС аграриям, уровень повышения акциза на табак и алкоголь, а также 70% ставка ренты на добычу газа.
Чего же нам ждать от налоговых новаций? Если говорить о налоговых ставках, то, пожалуй, самое важное новшество — это сокращение ЕСВ с 41% до 22%, отмена ЕСВ, который уплачивался работником, а также повышение максимальной величины базы начисления ЕСВ с 17 до 25 минимальных месячных заработных плат (около 33,4 тыс. грн). Данное предложение призвано сделать зарплаты "белыми" и тем самым помочь сократить уровень теневой экономики.
Также предполагается единая ставка налога на доходы физлиц в размере 18% (сейчас — 15 и 20%) и сохранение текущей ставки НДС (20%). В то же время существенно вырастет акциз на алкоголь и табак — предлагается увеличить ставки акцизного налога на спирт, спиртовые дистилляты и спиртные напитки по отношению к действующим на 50%, на пиво — на 100%, на вина, кроме вин натуральных виноградных, — на 100%. Специфические ставки акцизного налога на табачные изделия, а также минимальная акцизная налоговая нагрузка увеличиваются на 40%, в то время как адвалорная ставка повышаться не будет. Именно повышение акциза и должно сыграть роль компенсатора, который поможет нивелировать негативный эффект в виде сокращения бюджетных поступлений вследствие снижения налогового давления на фонд заработной платы.
Не удалось депутатам договориться и по поводу нового размера ренты на газодобычу. Существующий уровень в 70% пока сохранился, что может создать немалые трудности для отдельных частных компаний, добывающих газ.
Стоит обратить внимание на детально прописанную процедуру автоматического возмещения НДС, которая должна заработать с февраля, а также на введение официальной публикации информации о возмещении НДС из бюджета в виде реестра с отражением в нем данных о налогоплательщике, заявленных к возмещению из бюджета сумм налога и состояния их возмещения. К счастью, недавно возникшая идея формирования двух списков для возмещения НДС, которая бы легализировала коррупционные схемы по возмещению НДС и ставила бы претендентов на возмещение в неравные условия, так и не была протянута при голосовании. В результате имеем довольно прозрачный механизм возмещения, который создает равные условия для всех налогоплательщиков. Но, как и ожидалось, у аграриев возникли существенные вопросы по поводу НДС. В результате острых дискуссий депутаты изменили схему льготного налогообложения сельхозпредприятий, в том числе, специального режима НДС. Также народные избранники возвратили право на возмещение НДС для всех экспортеров зерновых и технических культур.
Несмотря на опасения бизнеса, в Украине сохранилась "упрощенка", но в ее механизм были внесены существенные изменения, достигнутые в результате переговоров между Минфином и депутатами. Главная претензия Минфина — украинская "упрощенка" является своеобразным внутренним оффшором для среднего и крупного бизнеса. Искусственное дробление предприятия на несколько ФЛП позволяет платить меньше налогов по сравнению с крупным конкурентом. Контраргумент бизнеса понятен — если убрать "упрощенку", сильно пострадают в первую очередь мелкие предприниматели, они попросту будут вынуждены закрыть свой бизнес. В результате компромисса принято уменьшение для плательщиков II группы налога годового объема дохода с 20 млн грн до 5 млн грн, увеличение ставок для плательщиков III группы: с 2 до 3% (для плательщиков НДС) — и с 4 до 5% (для неплательщиков НДС), а также повышение в 1,8 раза ставок единого налога для IV группы плательщиков (сельхозпредприятий).
Напомним, что принятый законопроект — результат сложного компромисса между представителями Минфина и депутатами, которые в начале осени презентовали свои варианты налоговой реформы. Несмотря на ряд общих позитивных моментов, в частности, попытки провести детенизацию бизнеса путем снижения налогового давления на фонд оплаты труда, оба "базовых" проекта — и ВР, и Минфина — вызывали массу вопросов. Главные претензии бизнеса к варианту Минфина, который условно можно назвать "все по 20%" (по предложенному размеру ставок на основные налоги) — сохранение, а иногда и увеличение налоговых ставок, жесткая позиция по отношению к "упрощенцам" и даже обвинения в консервации существующей налоговой системы. Проект реформы налогового комитета парламента под руководством Нины Южаниной, который условно можно назвать "либеральным", критиковался представителями Минфина как популистский, поскольку снижение налогов не предусматривало введения системы компенсаторов для возникающего дефицита бюджета.
Общая претензия к обоим подходам — сохранение фискального подхода во взаимоотношениях с налогоплательщиками, который чреват сохранением практики авансовых платежей и прочих "прелестей" при выполнении ГФС плановых показателей. Данная особенность, к сожалению, перекочевала в принятый компромиссный законопроект.
Что мы имеем в остатке? Скорее всего, Украина получит очередной транш МВФ, но у нас так и не будет полноценной налоговой реформы. Причина довольно поспешного принятия компромиссного варианта реформы — необходимость принятия бюджета на следующий год и четкая позиция МВФ: нет бюджета — нет очередного транша. При этом фонд жестко заявил, что новый бюджет может быть только с новым Налоговым кодексом. Несмотря на ряд важных и положительных налоговых новшеств, принятые изменения сложно назвать системной реформой. В этой связи идея принять бюджет на старой налоговой базе и не привязывать налоговую реформу к бюджету-2016 выглядела не такой уж и безумной. Налоговая спешка привела к "точечным" решениям, порождённым временным компромиссом. А это — очередные налоговые изменения в ближайшем будущем, которые влекут налоговую суматоху и неопределенность для бизнеса. Следовательно, скорее всего, нас ждет продолжение долгоиграющего сериала под названием "налоговая реформа".