Верховная Рада пока не смогла принять в целом законопроект о так называемом "промышленным безвизе" с Европейским Союзом, но на сегодня в целом прогноз по этому направлению, скорее, позитивный. "Апостроф" выяснил, смогут ли в ближайшем времени украинские экспортеры продавать больше своей продукции в ЕС, и есть ли шанс, что наша страна все-таки станет промышленной "площадкой" Европы.
Украина сделала первый шаг к тому, что принято называть "промышленным безвизом" с Европейским Союзом. Речь идет о законопроекте №10183 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно имплементации актов законодательства ЕС в сфере технического регулирования", который Верховная Рада приняла в первом чтении в конце апреля. Принятие этого документа является обязательным условием ЕС для старта процедуры оценки готовности нашей страны к подписанию Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции (АСАА - Agreements on Conformity Assessment and Acceptance of Industrial Goods), а это, в свою очередь, - предпосылка к тому, чтобы значительно нарастить экспорт в Европу. Грубо говоря, после подписания этого соглашения украинские экспортеры смогут маркировать свою продукцию знаком СЕ (от французского Conformité Européenne - "европейское соответствие") и свободно продавать ее в Евросоюзе без необходимости получения дополнительной сертификации.
Но, сделав первый шаг, Рада не смогла сделать второй – в сессионном зале после голосования в первом чтении не хватило голосов для принятия закона в целом.
На сайте украинского парламента сказано, что законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении (оно же, согласно отечественной практике, - окончательное, в случае положительного голосования), при этом, когда оно состоится, сейчас сказать сложно.
Тем не менее, впадать в пессимизм рано, тем более что ЕС уже дал понять, что готов к процедуре подписания соглашения – ждет лишь от нашей страны встречных шагов, в том числе и принятия упомянутого законопроекта.
Легче и дешевле
Директор по научной работе, руководитель Центра экономических исследований Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан считает довольно удачным сравнение европейской сертификации украинских товаров с "безвизом". "Вы раньше могли получить визу и ехать (в ЕС), но вы получили биометрический паспорт, и ехать стало легче – вы отменили часть административных процедур. То же самое происходит и здесь: отменяется часть административных процедур, связанных с экспортом", - сказала она в разговоре с "Апострофом".
По различным оценкам, соглашение АСАА может охватить до пятой части украинского экспорта в ЕС. Статистика показывает, что украинский экспорт в страны Европы после начала действия соглашения о зоне свободной торговли (частично - с 1 января 2016 года и в полном объеме - с 1 сентября 2017 года) неуклонно растет. По данным Государственной службы статистики, в 2018 году украинский экспорт в ЕС достиг 20,16 миллиарда долларов - 42,6% всего объема экспорта нашей страны в минувшем году. Однако Украина в основном поставляет в ЕС сырье и продукцию аграрного сектора.
По словам исполнительного директора Экономического дискуссионного клуба Олега Пендзина, соглашением о зоне свободной торговле (ЗСТ) с Евросоюзом на экспорт сельскохозяйственной продукции в ЕС установлены квоты, которые Украина покрывает в течение одного месяца. В комментарии изданию он отметил, что Европа очень жестко защищает свой рынок, прежде всего, аграрный, в связи с чем подписание соглашения ACAA вряд ли поможет нашей сельхозпродукции.
Исходя даже из названия самого соглашения ACAA, оно затронет в первую очередь товары промышленного сектора. По словам Олега Пендзина, присоединение Украины к соответствующим директивам ЕС позволит отечественным производителям легче экспортировать промышленную продукцию в Европу.
Как рассказала Вероника Мовчан, соглашение ACAA влияет на стоимость экспорта и, соответственно, позволяет большему количеству производителей выходить со своей продукцией (на рынок ЕС), снижая расходы по выходу на этот рынок. "Появляются новые товары, много товаров машиностроения, и соглашение ACAA этот процесс углубит", - отметила эксперт. Она добавила, что в эту группу товаров входят сложные машины и механизмы, например, медицинское оборудование.
Пробиться будет трудно
Однако можно ли ожидать реального увеличения украинского экспорта, в первую очередь, промышленного, в страны ЕС после подписания соглашения ACAA?
Аналитик инвестиционной компании "Альпари" Максим Пархоменко считает, что, несмотря на то, что введение европейских стандартов в Украине положительно повлияет на рынок, в целом это не позволит увеличить объемы нашего экспорта в ЕС. "В первую очередь, нам будут мешать дополнительные сложности - такие как налоговое законодательство и сложность ведения бизнеса (в ЕС)", - сказал он "Апострофу". По его словам, соглашение ACAA не будет тем решающим фактором, который сможет стимулировать экспорт.
Олег Пендзин, в свою очередь, отмечает, что рынок ЕС отличается жесточайшей конкуренцией, высочайшим уровнем производительности труда, где существует различные методы поддержки отечественного товаропроизводителя, а потому мы должны понимать, что вряд ли войдем на этот рынок с промышленной продукцией.
Если говорить о продукции машиностроения, то, по словам Вероники Мовчан, ее конкурентность определяется не столько ценой, сколько ее качеством, "уникальностью свойств". "Это, скорее, дифференцированные товары, каждый из которых имеет свою абсолютную стратегию, свой рынок. Но снижение цены может позволить выиграть эту конкуренцию", - добавила она.
Свято место - пусто
В последнее время мировая торговля воспринимается через призму конфликта двух крупнейших экономик мира - США и Китая. В Вашингтоне констатируют: торговые переговоры двух стран зашли в тупик. В связи с этим американский президент Дональд Трамп заявил о намерении обложить 25%-ой пошлиной почти весь китайский экспорт в США. Китай не остался в долгу и также ввел пошлины на часть американских товаров.
Однако, по оценкам экспертного сообщества, Поднебесная пострадает больше от торговой войны, в результате чего она будет вынуждена искать альтернативные американскому рынки сбыта для своей продукции. Как писал "Апостроф", одним из таких рынков может стать Украина, в связи с чем Китай лоббирует создание ЗСТ с нашей страной.
Но Украина может и выиграть от противостояния мировых гигантов - так, производства, которые сегодня работают на территории Китая, могут со временем переехать в нашу страну. Причем такой "переезд" могут осуществить как западные компании, так и китайские - чтобы обойти возможные санкции и ограничения, оказавшись при этом в непосредственной близости от европейских рынков.
Выбора нет
Но придет ли промышленное производство в Украину? И будет ли этому способствовать введение в нашей стране сертификации товаров по стандартам ЕС после подписания соглашения ACAA?
"Это будет плюсом при решении о размещении (производств), - говорит Вероника Мовчан. - Но, насколько этот фактор станет определяющим, - я думаю, тут нужно смотреть очень индивидуально".
Олег Пендзин на примере Словакии рассказал о способах привлечения в страну иностранных инвесторов. По его словам, словацкое правительство предоставило компании Volkswagen преференции для размещения сборочных подразделений.
"Мы должны понимать, что, кроме общих сентенций нашей власти о создании равных условий, инвестиционного климата, еще существует необходимость создания специальных преференций для инвесторов, потому что без них мы будем проигрывать конкурентную борьбу", - сказал эксперт. Он добавил, что на сегодня Украина выглядит не очень привлекательной, прежде всего, для промышленных инвесторов, чего не скажешь о финансовых инвесторах, которые "активно покупают облигации".
Должна ли Украина делать подобные преференции для инвесторов, в первую очередь, промышленных?
"У нас нет другого выхода, если мы хотим из аграрно-сырьевой страны превратиться хоть в какое-то подобие промышленно-аграрной. У нас сейчас впору поднимать вопрос о повторной индустриализации", - резюмировал Олег Пендзин.