Ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair отказалась от полетов в Украину из-за конфликта с киевским аэропортом "Борисполь", который не захотел выполнить требования лоукостера. Кто виноват в срыве "сделки века" и, главное, что следует делать в сложившейся ситуации, выяснял "Апостроф".
О том, что Ryanair может покинуть украинский рынок, "Апостроф" писал еще три месяца назад. Собственно, за это время ситуация принципиально не поменялась, а лишь обрела законченные формы.
Суть в том, что, несмотря на заявления украинских властей, Ryanair так и не смогла договориться с аэропортом "Борисполь". Представители сторон заверяли, что речь идет о сугубо технических вопросах, а уверенность в том, что основные моменты согласованы, внушало то, что лоукостер запустил онлайн-продажу билетов как из Львова (Международный аэропорт "Львов"), с которым проблем в ходе переговоров не возникло, так и из Киева (Международный аэропорт "Борисполь").
В начале июля появилась информация, что договор с "Борисполем" подписан. Правда, вскоре выяснилось, что документ подписал только генеральный директор аэропорта Павел Рябикин. Позже он рассказал, что "Борисполь" согласился выполнить большую часть, но не все условия ирландской компании. Некоторые из требований Ryanair Рябикин назвал не только невыполнимыми, но и противоречащими украинскому законодательству. В частности, "Борисполь" не согласился выполнять условия: о бесплатных стойках регистрации, бесплатных стоянках такси, бесплатных площадях для рекламы, бесплатной системе приема багажа, бесплатной земле для строительства отеля на территории аэропорта.
Вскоре после отказа "Борисполя" министр инфраструктуры Владимир Омелян спрогнозировал уход Ryanair из Украины и, надо признать, оказался прав - в течение нескольких часов компания сделала соответствующее официальное заявление.
Кто виноват
Следует отметить, что Ryanair имеет репутацию неудобного, сложного переговорщика, и периодически в разных странах мира происходят скандалы, связанные с работой этой компании. Так, в 2016 году Ryanair закрыла несколько баз в Италии после повышения аэропортовых сборов на 40%. В 2015 году возник скандал вокруг работы компании в аэропорту столицы Дании Копенгагена - стюарды пожаловались на кабальные условия труда, на их защиту встали профсоюзы. Впрочем, согласно данным сайта Ryanair, рейсы компании из Копенгагена, как и из других датских аэропортов, осуществляются, соответственно, конфликт удалось разрешить.
Ryanair имеет репутацию неудобного, сложного переговорщика, и периодически в разных странах мира
происходят скандалы, связанные с работой этой компании. Фото: Facebook Ryanair
Украина же, по сути, оказалась не готова к переговорной стратегии Ryanair, которая так хорошо известна в мире, но о которой по какой-то причине не подумали украинские чиновники.
"Омеляну нужен был пиар, и он этот пиар получил, но не смог обеспечить. Рябикин, как прагматик, себе сделал пиар, но, как только понял, что дальше - никуда, что называется, съехал с темы. Действительно, то, что он предъявил по поводу Ryanair - они, мягко говоря, залезли на голову, свесили ноги и еще и потребовали, чтобы их развлекали. Ryanair славится своим хамством, они выкручивают руки. В Европе есть десятки историй о том, что они вытворяют", - сказал "Апострофу" авиационный эксперт Вячеслав Коновалов.
"На самом деле, Ryanair - очень жесткий переговорщик, они выдвигают требования такие: давайте нам все, что мы хотим. Их стратегия ведения переговоров - они никогда не идут на уступки", - рассказал "Апострофу" консультант Центра транспортных стратегий (ЦТС) Андрей Исаев. Он напомнил, что Ryanair вела переговоры с аэропортом "Киев" ("Жуляны"), и "Жуляны" отказались работать с ирландской компанией, потому что аэропорту это невыгодно. "Но при этом "Жуляны" работают с Wizzair (венгерский лоукостер - "Апостроф")", - отметил эксперт. По его словам, у Украины практически отсутствует опыт ведения переговоров с такими жесткими компаниями как Ryanair. "В данной ситуации мы попали в собственную ловушку поспешности. Мы сделали громкие заявления, а, на самом деле, договора не было. Без каких-либо документов мы декларировали результат. В этом была основная ошибка", - сказал Андрей Исаев.
Вячеслав Коновалов считает, что вина за срыв переговоров лежит на всех участниках, включая министра Омеляна и гендиректора "Борисполя" Рябикина. "Кто виноват - все виноваты!" - заявил он.
Однако не обошлось и без такого явления, как коррупция. "Наши чиновники хотят быть белыми и пушистыми и в то же время получать взятки. А так не получается. Коррупционная составляющая в себестоимости работы "Борисполя" по разным оценкам, составляет 60-70%. Никто не хочет ужаться, все хотят получать сверхприбыли. А Ryanair не собирается платить за коррупцию. Ryanair - это хороший пиар, но никто не хочет отказываться от всех сборов-поборов. Наша коррупция схлестнулась с их аппетитами", - отметил Вячеслав Коновалов.
Уйти, чтобы вернуться
По словам Андрея Исаева, сегодня просматриваются две наиболее вероятные версии произошедшего. "Первая версия - это то, что они [Ryanair] просто пытаются заставить руководство "Борисполя" принять их условия. Вторая версия - в ходе ведения переговоров изучали наш рынок и поняли, что для них он сейчас неинтересен, и они будут убыточны. И, вполне возможно, что они таким образом красиво хлопнули дверью. Поэтому говорить о том, вернутся ли они на наш рынок, сложно", - сказал эксперт.
Владимир Омелян считает, что Ryanair вернется в Украину после смены руководителя "Борисполя".
Фото: УНИАН
Вернется ли Ryanair в Украину? Министр инфраструктуры Владимир Омелян считает, что да. "После назначения адекватного руководителя "Борисполя", - заявил министр в комментарии "Апострофу".
Эксперты также не исключают такого сценария. "Насколько я знаю, Ryanair часто уходит, а потом снова приходит. Это тактика ведения переговоров", - сказал Андрей Исаев.
С этим согласен Вячеслав Коновалов. "Горизонт - два-три года", - уточняет он. По словам эксперта, скандал с Ryanair вряд ли серьезно повредит международному имиджу Украины. "Ryanair никто не воспринимает как суперинвестора - все знают, что это скандальный инвестор. Поэтому с этой точки зрения многие поймут, что не получилось - бывает. С другой стороны, если уж зашел на рынок Ryanair, то это - маркер, на который многие ориентируются. Сюда будут стремиться другие лоукосты, другое дело, что они уже увидели на примере Ryanair, что большой скидки здесь не получишь, и будут учитывать этот опыт", - сказал он.
"Конечно, Ryanair - крупная компания, привлечь которую было бы интересно, она, наверное, самая дешевая, но кроме Ryanair существуют другие лоукосты, и некоторые уже работают в Украине. Поэтому на Ryanair свет клином не сошелся. Такие неосвоенные страны как Украина, где нет жесткой конкуренции, они интересны", - резюмировал Андрей Исаев.