RU  UA

Неділя, 22 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Транспорт та зв'язок

Ryanair в Украине: обвала цен не будет, но есть много интересных моментов

Каких цен на авиабилеты ждать украинцам с приходом на рынок Ryanair?

Каких цен на авиабилеты ждать украинцам с приходом на рынок Ryanair? Фото: facebook.com/ryanair

Ирландский лоукостер Ryanair официально объявил о выходе на украинский рынок, полеты должны начаться в октябре 2018 года. Авиакомпания будет выполнять рейсы по десяти направлениям из Киева, и по пяти – из Львова. Ряд маршрутов совпадают с популярными направлениями других перевозчиков, которые уже работают на украинском рынке. "Апостроф" выяснил, как приход Ryanair скажется на ситуации с пассажирскими авиаперевозками в Украине, прежде всего, в том, что касается цен на билеты.

Ирландская лоукост-авиакомпания Ryanair все-таки решилась выйти на украинский рынок, несмотря на неприятный опыт переговоров о начале полетов в нашу страну год назад.

Весной прошлого года авиакомпания объявила о начале работы в Украине и даже открыла продажу билетов, однако в июле стало известно, что Ryanair не смогла договориться с киевским аэропортом "Борисполь". То, что было объявлено как "перемога", обернулось "зрадой", причем в лучших традициях украинских подковерных игр.

Тем не менее 23 марта 2018 года Ryanair подписала договоры с "Борисполем" и аэропортом "Львов". Церемонию подписания "освятил" президент Украины Петр Порошенко.

Ранее в СМИ появилась информация о рейсах, которые лоукостер планирует выполнять из Украины. Из Киева Ryanair будет летать в Барселону (Испания), Братиславу (Словакия), Вроцлав, Варшаву, Краков, Познань, Гданьск (все Польша), Вильнюс (Литва), Стокгольм (Швеция), Лондон (Великобритания), из Львова - в Краков, Варшаву, немецкие Дюссельдорф и Мемминген, а также в Лондон.

На пресс-конференции по случаю официального объявления о выходе Ryanair на рынок Украины эта маршрутная сетка была подтверждена. Кроме того, стало известно о частотности полетов на каждом из объявленных ранее маршрутов.

Как и ожидалось, объявленные маршруты несколько отличаются от тех направлений, которые были обнародованы год назад. Тогда полеты анонсировались из Киева в Эйндховен (Нидерланды) Лондон и Манчестер (Великобритания), а также в Стокгольм. Из Львова лоукостер собирался летать в Эйндховен и Лондон, Берлин и Мемминген (Германия), а также в Будапешт (Венгрия) и польские Краков и Вроцлав.

По состоянию на 23 марта 2018 года билеты на рейсы Ryanair из Киева и Львова уже есть в продаже. Пока что цены действительно в полном смысле слова low-cost. Так, на 4 ноября билет из Киева в Братиславу оценен в 9,99 евро. Разумеется, если у вас будет багаж, за него придется доплатить, кроме того, платной является услуга по выбору места в салоне, но это – практика всех лоукостеров, а в последнее время и многих традиционных авиакомпаний.

Есть аналогичные цены и на других направлениях, хотя, в основном, предлагаемые тарифы находятся в диапазоне 25-55 евро, однако и они выглядят довольно привлекательно.

Туристы и заробитчане

Как ранее писал "Апостроф", работающие в Украине бюджетные авиакомпании в основном летают туда, где много трудовых мигрантов. Не изменила этой традиции и Ryanair.

"Если смотреть по списку, то Польша логична, поскольку очень много граждан Украины сейчас находятся на заработках в этой стране (на сегодня, по оценкам польских властей, более 2 млн человек, в 2018 году Польша, как ожидается, предоставит украинцам около 3 млн приглашений на работу, – "Апостроф"). Учитывая, что гастарбайтеры – это всегда один из ключевых рынков для лоукост-авиакомпаний в Европе, они пытаются эту волну подхватить и в Украине", - сказал в комментарии изданию бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава.

По словам эксперта в сфере транспорта Сергея Хижняка, изменение маршрутов по сравнению с прошлым годом может свидетельствовать об изменении стратегии Ryanair.

"В прошлый раз, когда компания выходила на украинский рынок, они предложили маршруты, заточенные исключительно под иностранцев, а для украинцев это были непопулярные линии. Тем не менее Ryanair вел продажи, и, в принципе, они смогли понять украинский рынок, и сейчас они выходят с другой стратегией – это ориентация на украинских пассажиров. Собственно, основные два сегмента – это туризм и гастарбайтеры", - сказал он "Апострофу".

Фото: ryanair.com

В свою очередь, эксперт общественной компании "Европатруль" Вячеслав Коновалов отметил, что выбор маршрутов Ryanair - "чисто утилитарный, с наибольшим пассажиропотоком, который уже раскатан в Украине". "То есть они пришли на все готовое вместо того, чтобы делать что-то новое", - сказал специалист изданию.

При этом, по его словам, наличие в маршрутной "сетке" большого количества польских городов связано также с тем, что в них у Ryanair есть базы, которых нет и пока не предвидится в Украине.

Он также добавил, что для Украины как для государства было бы интереснее открытие менее раскрученных маршрутов.

Обвал цен отменяется

Действительно, во многом направления Ryanair дублируют маршруты другого известного европейского лоукостера, который работает на украинском рынке с 2008 года, - венгерской авиакомпании Wizz Air. Также есть маршруты, которые "наступают" на интересы крупнейшего украинского перевозчика – компании "Международные авиалинии Украины" (МАУ).

Означает ли это, что другие авиаперевозчики снизят свои цены, чтобы устоять в конкурентной борьбе с Ryanair? Тем более, на днях премьер-министр Владимир Гройсман, объявляя о завершении переговоров с Ryanair, заявил, что аэропорт "Борисполь" вводит "совершенно новую систему расценок" на свои услуги, в связи с чем, "все авиакомпании, которые работают сегодня с аэропортом, уменьшат оплату".

Надеяться на это не стоит, считают эксперты.

По словам Александра Кавы, все авиакомпании мира, в том числе Ryanair и другие, которые летают в Украину, используют динамическое ценообразование. "Только в эконом-классе есть 20 тарифов. На каждый отдельный рейс система по сложному алгоритму решает, сколько билетов по какой цене предлагать, анализируя исторический и текущий спрос на каждый конкретный рейс. Поэтому цены в авиакомпании – это очень абстрактное понятие. Среднюю цену билета на каком-то направлении знает только менеджмент авиакомпании", - заявил он.

Фото: ryanair.com

Вячеслав Коновалов считает, что, вероятно, другие перевозчики в связи с приходом в Украину Ryanair все-таки будут вынуждены время от времени предлагать низкие тарифы.

Однако вряд ли это продлится долго, - в частности, из-за того, что Ryanair, скорее всего, со временем повысит цены на свои билеты.

"Я думаю, что вначале Ryanair будет привлекать пассажиров в том числе и промотарифами. Но как будет складываться ситуация в дальнейшем - думаю, что, возможно, будет как с Wizz Air, которая на украинском рынке давно отказалась от очень дешевых тарифов. Связано это с тем, что, поскольку в Украине очень низкая покупательная способность, высокие тарифы очень сложно продаются. Соответственно, если нет очень высоких тарифов, нет и очень низких. Тарифы в 5-10-20 евро – это заведомо убыточные тарифы, которые, конечно же, не покрывают все расходы авиакомпании, это просто маркетинговая игра, чтобы максимизировать свои доходы", - рассказал Александр Кава.

Похожую точку зрения высказывает Вячеслав Коновалов: "Первый год (Wizz Air) отлетали – все красиво-замечательно, а потом начинаем разбираться, и выясняется, что у них тарифы выросли в 1,5-2 раза, и обещанного благоденствия не наступило".

Победитель получает все

Как известно, здоровая конкуренция – залог прогресса, однако на украинском рынке пассажирских авиаперевозок ее нет.

Вячеслав Коновалов прогнозирует, что в ближайшее время можно ожидать некоторого оживления конкурентной борьбы за клиентов между МАУ, Wizz Air и Ryanair, но, учитывая незначительную интенсивность полетов на ряде маршрутов, которые предлагают лоукостеры, конкуренция не должна быть очень уж жесткой.

"Они друг друга немного погрызут, но это - не та частота, когда, что называется, "рубятся", - пояснил эксперт.

По словам Сергея Хижняка, лоукостеры не любят конкурировать друг с другом. "Они, как правило, выбирают рынки, где есть пассажиропоток и нет конкурентов. Если проанализировать пересекающиеся маршруты европейских лоукостов, то таких линий будет немного. Особенно это касается авиаперевозчиков, которые работают в сегменте ультра-лоукост", - отметил специалист.

По его словам, в случае с Украиной, вероятно, произойдет перераспределение рынка.

"Скорее всего, либо Ryanair прикроет некоторые маршруты, либо Wizz Air уйдет с этих линий. Если каждый из авиаперевозчиков удовлетворится одним или двумя рейсами, и рынок это позволяет, естественно, они будут жить мирно. Если же стратегией перевозчика будет выдавить другую авиакомпанию, то тогда кто-то уйдет. Я думаю, что у Ryanair есть стратегия "отщипнуть" часть пассажиропотока у существующих авиакомпаний, и, я думаю, какие-то изменения на рынке произойдут", - резюмировал Хижняк.

Читайте також

Поновлення авіапольотів в Україні: що відомо, коли чекати

В умовах продовження війни в Україні відновлення авіапольотів можливе зі Львова, Бориспіль під великим питанням