В четверг, 23 февраля, в широкий прокат выходит фильм "Гіркі жнива" (в российском переводе "Урожай дьявола") – первый полнометражный игровой фильм о Голодоморе на английском языке. Картину, которую сняли потомки украинских эмигрантов из Канады, собираются показать в 45 странах мира.
В центре действия фильма некое украинское село под Смелой Черкасской области от революции 1917-го до голода 1930-х и жизнь потомка казацкого рода Юрка (Макс Айронс), который взрослеет, влюбляется в односельчанку Наталку (Саманта Баркс), женится на ней, покидает дом и семью, чтобы учиться и работать в Киеве, а затем снова возвращается в родное село, переживая множество невзгод, какие только можно придумать.
Режиссер Джордж Менделюк рассказывал, что прообразом главной героини – Наталки – была его мать, которая, спасаясь от голода, бежала из Харькова во Львов, а оттуда за границу. Личной история была и для продюсера канадского украинца Яна Игнатовича, который полностью спонсировал производство ленты за свои деньги. Бюджет фильма достаточно скромный по меркам западной киноиндустрии – 20 млн долларов, особенно для исторической картины, которая требует особых декораций, костюмов и прочих атрибутов для воссоздания эпохи. И то, что бюджет не голливудский, отразилось и на качестве продукта. Несложно узнать в сельских сценах пейзажи Пирогово, городская натура получилась фрагментарной и ненастоящей. И виды Кремля, которые снимали в Лондоне, тут выглядят едва ли не самыми правдоподобными.
Фото: facebook.com/BitterHarvestUA
Сразу обозначим, что главной целью фильма, и это не скрывали его создатели, было рассказать западному миру о Голодоморе, о котором там знают либо очень мало, либо не знают и вовсе. И для того, чтобы охватить большую аудиторию, историю попытались завернуть в простой и яркий фантик, впихнув туда и любовную историю, и немного казацкого экшна. Но сколько бы не убеждали авторы, что их фильм – это история любви, думается мне, это с их стороны не более, чем лукавство.
Фото: facebook.com/BitterHarvestUA
Тут не то, что любовной, тут и вовсе истории не вышло, практически весь фильм – набор клише, образных и сюжетных. Все, что первым придет в голову человеку, имеющему элементарные знания об этом времени, непременно появится в фильме. Единственно, не дошло до каннибализма. Однако понятно, почему не дошло. При достаточном количестве смертей и страданий (спойлер – никого не жалко), Менделюк избежал каких-то отвратительных и неприятных сцен. Опять же, все вписывается в простую стратегию не отпугнуть, а привлечь зрителей. Однако рассказать о ужасных страницах истории такими грубыми мазками – едва ли лучший путь.
Фото: facebook.com/BitterHarvestUA
Нет ни проникновенной личной истории, заставившей бы сопереживать героям, ни ужаса массовости голодных смертей, заставившего бы содрогнуться. В сюжет набили какой-то разномастный набор поворотов, действия героев часто нелогичны, подчинены лишь какому-то стереотипному образу в умах создателей.
Голливудские актеры второго дивизиона – не то, чтобы губят картину, но и не вытягивают откровенно слабый сценарий. Не привнесли ничего нового и украинские исполнители Остап Ступка и Александр Печерица, которым достались второстепенные роли.
И если, как мы поняли, главная цель фильма – просветительская, то украинскому зрителю делать на этом фильме совершенно нечего, ибо тут содержится только то, что он знает и так. Все исторические события, все диалоги – максимально примитизированы (какой-то сугубо утилитарный Сталин говорит Кагановичу, принесшими ему "плохую весточку" с Украины: "Я тебя еще не расстрелял?"), герои практически категорически поделены на "черных" (коммунистов) и "белых" (украинских селян). На весь фильм только один советский солдат выпадает из этого клише: он не только проявляет какое-то сострадание, но и рассказывает, что голод уносит жизни не только в Украине, а еще в Беларуси и Казахстане. А вот быть одновременно коммунистом и украинцем, как заключает в предсмертной записке друг главного персонажа Мыкола, невозможно. В то же время быть русским и коммунистом, по мнению авторов сценария (его написал Ричард Бачинский-Гувер в соавторстве с режиссером Джорджем Менделюком), получается, самое то. Не случайно в финальных титрах подчеркивается, что Россия в ООН признала и осудила Голодомор.
Фото: facebook.com/BitterHarvestUA
Вот тут вырисовывается у фильма еще одна сторона – его явный политический подтекст и не двузначная аналогия с нынешними событиями в Украине. Не даром слышны в фильме лозунги "Слава Украине", а главный герой подрывает советских пулеметчиков не чем иным, как коктейлем Молотова. Съемки "Гірких жнив" начались как раз в 2013 году на фоне событий на Майдане и продолжились во время аннексии Крыма и войны на Востоке Украины.
Как ни крути, не избежать сравнения с украинским фильмом "Поводырь" Олеся Санина, с помощью которого в Украине, выдвигая его на "Оскар", также хотели западный мир просветить на тему Голодомора. Так вот даже "Поводырь" (с бюджетом в 10 раз меньшим) в художественном плане гораздо более тонкий фильм. И уж если лента проигрывает "Поводырю", то не спасут ее никаких благие намерения создателей.
Фото: facebook.com/BitterHarvestUA
Если с художественной составляющей разобрались, то обратимся к идеологической. Тут есть, над чем задуматься. Наивысший идеал для героев фильма – это свобода. В их контексте – от большевиков. Так вот свободу они эту видят ни в чем ином, как в бегстве из страны, другими словами – в эмиграции. (На тему которой недавно так спорили в украинском медиапространстве). Конечно, тоже не странно, ибо фильм снимали потомки украинских эмигрантов. Допустим, в случае с советским террором и голодом эмиграция действительно видится единственным выходом. Но именно выходом. Однако же почему мама Юрка, показывая листовку с надписью Canada, говорит, что это была мечта ее мужа и его отца, а она, мол, дура, не послушалась? Какая ж это мечта для потомка казаков, который и провозглашает свободу главной ценностью? Учитывая, что и погиб он, когда красные только появились в их селе. А если мы начнем экстраполировать события на нынешние реалии (что вполне нам позволительно, ведь авторы фильма этим не пренебрегли), на борьбу уже независимой Украины за окончательную свободу от влияния северного соседа, то неужели ж в этом случае бегство – достойный выход?
Тут мы возвращаемся к тому, с чего начали – фильм снят не для нас. Это полуторачасовая художественная лекция по истории Украины уровня Elementary для американцев, канадцев, европейцев, австралийцев и прочих жителей разных континентов. Вопрос, стоит ли ходить на этот фильм, отпадает сам собой. Фильм не для нас, и, откровенно говоря, не про нас.
Создатели фильма сделали фильм о себе. "Гіркі жнива" можно рассматривать если не как оправдание (тому, что по большому счету не требует оправдания), то как прелюдию. Режиссер Джордж Менделюк заявил, что планирует снять целую серию фильмов об Украине, которые бы "развлекали и просвещали мир". И следующим должен стать мюзикл The Play – история украинской семьи, которой удалось спастись от Голодомора и добраться до Канады.