Скандал из-за выходки спортсмена Василия Вирастюка и несуществующий украинский рок. Ветеран национальной эстрады Иво Бобул пообщался с "Апострофом.Лайм" о проблемах современной Украины. В первой части большого интервью певец подискутировал на тему молодых талантов и раскритиковал международный конкурс Евровидение. Рассказал, как имел честь встретить в Крыму Элтона Джона и почему считает украинскую культуру мертвой.
С Иво Бобулом мы встретились в маленьком уютном кафе Киева. Выглядел певец хорошо - это именно тот образ, который запомнился с телеэкранов. Иван Васильевич не спеша проплыл по залу, присел за стол и подозвал официанта. Заказав прохладной воды, попросил сделать музыку в заведении потише.
- Спасибо, что нашли время пообщаться. Все никак не получалось с вами встретиться. Наверное, у вас сейчас много работы?
- Хочется уже немножко отдохнуть (кивает). Устал, много работы было. Я ведь еще преподаю в эстрадно-цирковой академии, сейчас все эти вступительные экзамены…
- Вы ведь давно уже занимаетесь молодыми певцами. Как вам роль преподавателя?
- Уже лет восемь, мне очень нравится. Конечно, жаль, что очень мало парней. В основном более настырные девчонки, а мальчики чего-то такие… (вертит пальцами).
- Что можете сказать о молодых украинских талантах?
- Есть. Но талант, как всегда, беден. Талант всегда беден, всем нужно помогать. Я бы еще сказал, что очень много этих институтов, академий, которые сейчас выпускают певцов. Для страны это очень много. Слишком много и, конечно, качество… (качает головой). Оставляет желать лучшего.
- Этот момент я также хотел с вами обсудить. Недавно в одном из интервью вы раскритиковали молодые украинские коллективы, отметив…
- Я просто высказал свое мнение! У меня может быть свое мнение?! Я хе*ею, извините за выражение, что я столько лет на сцене, и у меня не может быть моего мнения (стучит пальцем по столу). Я его заработал! И если я говорю, что мне не нравится - значит, мне не нравится!
- Иван Васильевич, никто ведь не говорит, что…
- А кому-то, может, нравится, но я не понимаю этого! И никогда не понимал. Все ждут, чтобы я что-то сказал… Нет, это мое личное мнение как музыканта и как певца! Устал я от этой белиберды, слушать все это. Хочется хорошую музыку слушать.
- Иван Васильевич, давайте еще раз попробуем вернуться к вопросу. Вы тогда отметили, что на сцене "много грязи". Почему у вас сложилось такое мнение?
- Как почему? А ты не видишь? Ты сам не видишь? Вот что ты слушаешь, какую музыку?
- Иван Васильевич…
- Что ты слушаешь?
- Рок-музыку слушаю.
- Какую?
- Классику, старый британский, американский рок...
- Ну, это все знают. А, кроме этого, есть же еще уйма современных хороших коллективов. У нас говорят "мы будем петь украинский рок". А он есть? Украинского рока нет. Нужна хорошая музыка, а плохой достаточно.
- Ну почему же. Есть ведь очень успешные украинские рок-группы. Тот же Океан Эльзы - коллектив считается культовым.
- Правильно считается. Раньше я относился немного скептически, но в конечном итоге у них прекрасные тексты, музыка. Вячеслав (здесь Бобул имеет в виду Святослава Вакарчука, фронтмена группы Океан Эльзы, - ред.) понимает и сам, какой он певец и как их воспринимают. У них хорошие песни. Даже в свой репертуар я взял одну.
Остальное, то что я слышал, что видел… Знаете, это сотрясение воздуха, качание мертвого ребенка. Толку никакого, понты и на понтах все. Это мое мнение, имею право. Если это кому-то не нравится, я не собираюсь крестить с ним детей. Мое право высказаться. Потому что музыкальных критиков у нас нет вообще, это умерло.
- Знаете, сейчас вот Юрия Лозу вспомнил.
- Нет, Юрий Лоза не критик. Юрий Лоза с ума сошел (Читайте на "Апострофе" интервью с российским музыкантом Юрием Лозой). Это его личное право сходить с ума. Мы же где-то одногодки, воспитались на той музыке, на которой воспитывались все нормальные музыканты. И его "Плот" - тоже продукт западной музыки. И играл он не на русской гитаре, а все-таки, думаю, что на фирменной, и писал под влиянием чего-то. Поэтому это - его проблемы, пусть сам решает.
Я говорю о себе. Критик - это не говорить на хорошее что-то плохое. Если оно хорошее, то нужно говорить, что хорошее. А у нас привыкли только хвалить. А я не хочу этого слушать. Я слушаю только хорошую музыку, хороший продукт.
- Несколько лет назад вы были членом жюри на отборе исполнителей для Евровидения.
- Да, был.
- Спрошу сначала у вас, что думаете о прошедшем Евровидении и победе Джамалы?
- Джамала - хорошая певица, я это где-то уже говорил. Но опять-таки, на вкус и цвет товарища нет. Обычно на конкурс выбирается хит. Это был не хит. И надо говорить правду, это был не хит. Но Украина решила выступить так (пожимает плечами). Ну, Господи, поддержали и молодец.
Я сегодня воспринимаю этот конкурс, как какой-то… Кухонный, знаете? То, что оттуда выходит… (снова пожимает плечами). Девчонка с бородой или мужик с бородой. И не поймешь, он это или оно. Я не знаю. Не смотрю это. Что там смотреть? Вышел пацанчик со скрипочкой, спел одну песню, такое что-то. Потом из Израиля трансвестит этот пел. Больше ничего там и не было.
- Что думаете по поводу Евровидения-2017 в Украине?
- Давайте я воздержусь от ответа. Вообще не хочу говорить на эту тему. Я рад, что Украина выиграла, но не понимаю, что проводить, в стране такое творится. Просто не понимаю.
- Может, тогда у вас есть идеи, кто мог бы представить страну на конкурсе?
- Хорошо. Что нужно для Евровидения? Кто это знает? Есть хорошие песни, но они не стали хитами. Как можно угадать, какую песню туда написать? Это же абсурд. Это кухонный конкурс. Соседи поддерживают соседей, по телефону там звонят, я этого не понимаю. Это мое мнение. Как они судят там, я не знаю. Как можно проверить, правильно ли там голосовали или нет. Зачем об этом говорить?
- Хорошо, давайте сменим тему. В сети долго обсуждался тот небольшой конфликт, который возник после шутки Василия Вирастюка с вашим именным номером в отеле. Интересно узнать вашу версию того, что произошло между вами.
- Это вы у него спросите, что произошло (Читайте на "Апострофе.Лайм" интервью с Василием Вирастюком). Что вы у меня спрашиваете? Я сказал ему, что он не в те двери вошел, хоть бы извинился. Ну, человек, наверное, такой амбициозный, самолюбивый… Я его не знаю, я с ним не знаком.
- Что вы имели в виду этой самой фразой о "не той двери"?
- Он мог пойти сдать ключ и снять другой номер, вот и все. Нормальные люди обычно так делают, а не показывают себя умным.
- Тогда в сети было много мнений, отреагировали ваши коллеги-певцы…
- А почему только певцы? Там вся Украина отреагировала, не только певцы.
- Да, многие. Кто-то поддержал вас, а кто-то…
- Нет, вы неправильно формулируете вопрос. Не "кто-то поддержал вас", а большинство людей поддержали меня. Вот так. "Кто-то" - это неправильно, а то вы и напишите так. Надо правду писать, вы журналист. Больше поддержали меня, а не его, потому что нормальных людей больше.
- Хорошо, но ведь были и те, кто согласился, что это была всего лишь шутка. Виктор Павлик, Сергей Притула (Читайте на "Апострофе.Лайм" интервью с актером Сергеем Притулой)…
- Из всех этих я знаю только Виктора Павлика. Потому что Павлик - мой воспитанник, я нашел его на свадьбе и привел на сцену, научил чему-то. Сейчас он - народный артист. Остальных я не знаю, ни Притулу, ни Васю. Не знаю (стучит пальцем по столу).
- В таком случае и с Виктором Павликом несогласны, что это была шутка?
- Я не хочу об этом говорить. Я устал доказывать, кому доказывать?
- Недавно вы отметили, что сходили бы на передачу, в которой рассказали бы, что происходит с украинской культурой. Интересно услышать ваше мнение и по этому поводу.
- Ничего не происходит. Все умерло. Все замерло. Ты еще молодой…
Как бы так сказать, страна находится в войне. АТО... Не АТО... я считаю, что это война. У людей денег нет. Выросли все налоги, понимаешь? Люди не ходят на концерты. Как человек-гастролер, я не могу поставить на билеты маленькую сумму. Бензин дорогой, гостиница дорогая, я должен оплатить музыкантов, свет, аппаратуру. Получается замкнутый круг. Мне нужно выставить группу, потому что я - все-таки артист. Обычно я без группы не езжу, это очень редко. Как быть? Меценатов у нас нет, помощи ждать не от кого, я - не бизнесмен. Я - артист. Вот так оно и получается. Ну сейчас еще и лето, все лучше на отдых поедут, чем на концерт.
К тому же, появилось очень много ненужных артистов. Это мешает. Получается так, что не всегда то, что люди видят по телевизору, соответствует тому, что в зале. С приходом нового министра, возможно, что-то поменяется, он уже был министром. Я одного не понимаю, почему никто ничего не делает для того, чтобы как-то нам, артистам, пробить дорожку за рубеж. Как раньше было, Украина в гостях у Польши, как-то так.
- Это больше удел менеджеров групп, они ищут те самые дорожки и везут своих музыкантов за рубеж.
- Да у нас эти менеджеры... Я не знаю никаких менеджеров. Кого они везут, кого показывают?
- Многие артисты выступают за рубежом, те же Потап с Настей…
- Значит, это и есть "самое лучшее" в государстве, что может быть. Мне иногда говорят, "такой артист, с такими вокальными данными, в другом месте ты жил бы по-другому" (кивает).
- Не задумывались ли после таких слов выехать куда-нибудь, попробовать себя в другой стране?
- Если бы мне было сейчас лет двадцать или меньше, может, и уехал бы. Понимаешь, патриотизм всегда остается. Я любил то место, где родился, я горжусь этим, горжусь Украиной, но иногда не понимаю многие вещи. Просто не понимаю. И мне больно. Поэтому вопрос остается открытым, я не нахожу ответа. Или, может, нужно бросить все это и жить так, как будто ничего не происходит. Радоваться, веселиться, прыгать, скакать, запускать фейерверки… Я не знаю.
- Как вы относитесь к популярным песенным талант-шоу?
- Периодически находятся весьма талантливые ребята. Не отношусь. А талантливых можно найти, только что с ними делать? Они же копируют кого-то, не выпускают свой продукт.
- Это в рамках шоу, чтобы показать себя, но потом…
- Ну а что это? Что я буду слушать - дубликат или оригинал? Конечно, оригинал послушаю. Тем более, если я его знаю. Да, талантливый ребенок может быть. Как попугай, сфотографировал, спел, все, нет проблем. А вот дать ему песню, чтобы он сделал ее с нуля... Я думаю, что это было интереснее, чтобы они выходили со своими песнями, а не теми, которые им там дают. А где эти люди, победители? Я, например, их не вижу. Не слышу их. Вот они вышли оттуда... И где они?
- Насколько мне известно, однажды в Крыму у вас была возможность лично встретиться с Элтоном Джоном. Расскажите об этом эпизоде.
- Это не совсем встреча была, это было на дне рождения у Леонида Даниловича Кучмы. Мы были приглашены, каждый хотел сделать подарок президенту. Элтон Джон там тоже пел. И я просто поблагодарил его за то, что он назвал меня лучшим певцом в этой стране.
- Это серьезно. После этого вы не поддерживали отношения?
- Нет. Знаешь, у нас есть такая вещь, как жабизм. Зависть. Я уже ничему и никому не удивляюсь. Иногда люди просто боятся сказать "да, Иво - лучший певец", признать это. Вот как-то так. Я всегда говорю, если это хороший - значит, хороший. Если не нет - значит, нехороший.
Такое отношение у нас, постоянно нужно что-то доказывать, я уже устал. Никому ничего уже не хочу доказывать. Уже давным-давно это сделал. Пусть другие докажут, а я делаю свою работу профессионально. Держаться на сцене тридцать с лишним лет, поверьте мне, столько пережить. Я иногда говорю, что злейшему врагу не пожелаю пережить того, что пережил за все это время, не имея денег, знакомых. Не было кому помочь.
Сейчас есть люди, которые вливают деньги и в то, и в се, а толку нет. Нет талантов. Песен нет. Не трогают они, холодные все.
Между ответами Ивана Васильевича я спрашиваю, не будет ли он против нескольких снимков, на что он резко отвечает "А что у меня на голове?" и рассматривает себя в экране мобильного с именным чехлом "IVO BOBUL". Поправив густые локоны, говорит "Давай, фотографируй".
Читайте вскоре на сайте вторую часть интервью Иво Бобула.