Лайм

Происходящее на Донбассе может проявиться в любой точке бывшего СССР – режиссер Сергей Лозница

Сергей Лозница о своем фильме "Донбасс"

Украинский режиссер и сценарист СЕРГЕЙ ЛОЗНИЦА в интервью "Апострофу" рассказал много интересного о своем фильме "Донбасс", получившем награду на Каннском кинофестивале.

- Вы наблюдали за реакцией зрителей в зале во время премьеры фильма "Донбасс"?

- Да, и я очень доволен. Мне кажется, что картина была принята залом очень хорошо. Это неожиданно.

- Почему?

- Когда-то я думал, что фильм "Майдан" будет принят, но реакция была очень жесткая. А здесь наоборот, фильм попал в точку.

- Один из критиков написал о "Донбассе" следующее: "Лозница нанес очень мощный удар, но неизвестно, достигнет ли он цели". Вы собирались наносить какой-то удар по чему-либо?

- Зачем же бить? Вы же делаете картину, потому что пытаетесь что-то понять и найти язык, при помощи которого можно описывать окружающие явления. Чтобы разобраться в том, что с нами происходит, необходимо посмотреть на то, что нас окружает, подробно это описать, создать модель, а потом понять, как это все работает, и что мы с этим можем делать. Такова технология. Искусство, как и наука, занимается описанием.

- В каждом из эпизодов "Донбасса" можно узнать реальную историю из новостей. Расскажите, пожалуйста, как вы отбирали их.

- Скажу так: они накапливаются один за другим и каким-то образом произрастают друг из друга. Первый эпизод, который я записал - избиение украинского добровольца. Мне было интересно выстроить драматургию этой сцены. Существуют некоторые вещи, которые, на мой взгляд, очень точно описывают проявление в человеке ада, кошмара и дикости, и группа людей, в общем, легко в это впадает.

- Прямо как во время эксперимента сербского мастера перфоманса Марины Абрамович.

- Да. Дальше я стал искать сцену, с которой можно было бы начать картину. В фильме есть "скобки" с фиктивными новостями и играющими в них актерами, а дальше начинается повествование. Есть такой прекрасный эпизод, когда журналистка приходит и поливает дерьмом мэра Нежина. Он стоит первым не просто так - он очень важен, ведь с чего начинается разрушение общества? С чего гниёт рыба? Здесь речь об отсутствии уважения к власти. В этой сцене есть очень важные слова: "Если вы и ваша милиция не можете ничего с этой несправедливостью сделать, то я сама за себя постою". Это, конечно, прекрасно, но разрушает общество и все институции. Это проявление коррупции во всех смыслах: как буквальном, так и моральном.

Это распад и его проявления присутствуют во всех эпизодах картины.. В этом смысле очень важна сцена свадьбы.

- И тут свадьба превращается в трагифарс...

- Да, но эти персонажи, которые вырвались за рамки традиции и культурных кодов, которые разрушают их... Они ведь устроили праздник непослушания! Все это похоже на Сатурналии (праздник у древних римлян, во время которого, среди прочего, рабы могли вести себя как свободные люди, не опасаясь последствий на следующий день, - "Апостроф"). Но Сатурналии продолжались определенное количество дней, а потом люди весь год все-таки жили по закону. Далее опять была возможность "выпустить пар", то есть это было регулярно повторяющимся действом, обществу почему-то это необходимо. Здесь же мы имеем дело с такими Сатурналиями, которые длятся уже…

- Пятый год.

- А вообще-то на всей этой территории уже примерно сто лет продолжается разрушение нормы и морали. Вот как большевики взяли власть, так и началось. Все это выпалывали, вычесывали, ведь многие вещи, которые на этой территории воспринимаются как обыденные, в нормальном обществе в принципе невозможны.

- Скобки с постановкой новостей и убийством съемочной группы, которая этим занималась, были задуманы, чтобы подчеркнуть происходящее или описать феномен "fakenews"?

- В этой картине есть тема театральности и "постановочности". В силу наличия камеры мы получаем театральную площадку, поскольку когда мы ставим любую камеру и направляем ее на кого-либо, то объект нашего наблюдения становится актером. А мы, наблюдающие, становимся зрителями. Мы выпадаем из обычной жизни и начинаем играть по совсем другим правилам. Камера начинает влиять на происходящее и трансформировать наше представление о том, что есть на самом деле.

Мир начинает делиться на сцену и зрительный зал. "Постановочность" происходящего вторгается в нашу жизнь все сильнее и сильнее. Но такие вещи, как постановка новостей, будто бы мы ставим короткометражную картину (например, выбор актеров для новостей) становятся нормой. Первым понятие "консервы" начали использовать спецслужбы нацистской Германии. Тела погибших заключенных концлагерей одевали в военную форму и создавали "хронику" о том, как поляки убивают немецких пограничников. А сейчас, например, новостные каналы в некоторых странах, скажем, в России, уже были схвачены за руку, когда "журналисты" делали фиктивные новости. Вспомните, к примеру, историю с "распятым мальчиком".

- Снегирями и прочими "двумя рабами".

- Огромное количество. Вдруг появляется эта технология, которая позволяет тем, кто владеет телевизионной кнопкой, манипулировать сознанием людей и делать это очень эффективно. Проявилась ли эта технология на той территории, которую мы описываем? Конечно, в полный рост.

- То, что происходит на Донбассе - проблема не только Украины, но и масштабов цивилизации. Как это вообще могло случиться?

- Вот это для меня не вопрос, поскольку в принципе это может проявиться в любой точке всего постсоветского пространства. Дело в том, что за время советской власти все живые общественные организмы были настолько уничтожены, а общество после распада Советского Союза было так деморализировано, что все произошедшее, в общем, неудивительно.

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter
Розділ: ЛаймЗірки
Теги:

Читайте також