RU  UA  EN

Неділя, 22 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Політика
Погляд

Как Украина может защититься от агрессии Кремля: названы три шага

Наша страна может предложить собственные модели реформирования ООН

Наша страна может предложить собственные модели реформирования ООН Украина может предложить собственные модели реформирования ООН Фото: UN Photo/Loey Felipe

24 октября 2015 года исполнилось 70 лет Организации Объединенных Наций (ООН). Международное сообщество, наученное горьким опытом двух мировых войн, стремилось к созданию такой универсальной международной организации, которая в будущем избавила бы человечество от масштабных войн и конфликтов. ООН внесла значительный вклад в историю планеты со времен Второй мировой войны, стала признанной глобальной площадкой для обсуждения основных вопросов повестки дня международного сообщества. Однако Совет Безопасности (СБ) этой организации так и не смог выполнить свою главную функцию по поддержанию мира. Особенно это проявилось во время конфликта в Украине, когда одной из его сторон стала Россия. РФ является не только гарантом безопасности Украины, но и одним из постоянных членов Совбеза ООН, имеющим право вето на решения этого органа. В этой связи, Украина, как жертва агрессии и один из основателей ООН, имеет полное право требовать реформирования СБ.

После окончания Холодной войны международное сообщество возлагало большие надежды на то, что ООН и Совет Безопасности этой организации выполнят главную возложенную на них функцию — обеспечат мир и безопасность на планете. Однако рудиментарные остатки Холодной войны, прежде всего, право вето постоянных членов Совбеза, эгоистическая позиция многих ключевых игроков в ООН, которые ориентируются на защиту собственных национальных интересов, привели к тому, что СБ ООН не смог предотвратить развертывание ряда конфликтов. Это особенно ярко проявлялось, когда одной из сторон противостояния косвенно или прямо становилась страна-постоянный член Совета Безопасности. Например, в случае российской агрессии в отношении Украины — страны, которой все постоянные члены СБ, включая Россию, предоставили прямые гарантии безопасности.

Украинский кризис лишь обострил проблему безотлагательной реформы ООН и ее ключевого органа — Совета Безопасности. Без такой реформы ООН ждет судьба Лиги Наций, которая не смогла сохранить Версальскую систему международных отношений, сложившуюся после Первой мировой войны. ООН — правопреемница Лиги Наций — была создана государствами-победителями во Второй мировой войне в 1945 году, а ее деятельность поддерживала стабильность Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.

Однако Холодная война завершилась без пересмотра основ мировой и европейской архитектуры безопасности, без приведения их в соответствие с новыми реалиями многополярного мира. Члены мирового сообщества не заключали нового глобального пакта, который регулировал бы международное взаимодействие. Проигравшей в Холодной войне стороне не было предложено равное участие в структурах победителя. Фактически, постоянное членство в СБ ООН и право вето стало едва ли не единственным весомым международно-правовым и дипломатическим инструментом в руках России, который она до сегодняшнего дня использует для выравнивания отношений с США, возвращения себе статуса сверхдержавы.

Именно право вето привело к тому, что за 70 лет своей деятельности СБ ООН не смог стать надежной основой для поддержания мира и безопасности на Земле. Отметим, что в состав Совбеза входят 15 государств-членов организации. США, Россия, Китай, Великобритания и Франция являются постоянными членами СБ ООН (P5). Генеральная Ассамблея избирает десять непостоянных членов СБ ООН, уделяя особое внимание, прежде всего, степени участия членов ООН в поддержании международного мира и безопасности, а также справедливому географическому распределению. Впрочем, свое право вето пять постоянных членов Совбеза ООН не всегда используют в конструктивных целях. Так, в течение 1946-2015 годов с помощью этого права были заблокированы 193 резолюции. В большинстве случаев это позволяло США и СССР (России) блокировать действия принудительного характера против их союзников в разных частях мира. За последние годы яркие примеры злоупотребления правом вето были замечены при рассмотрении израильско-палестинского конфликта (США последовательно поддерживают Израиль), урегулировании сирийского кризиса (РФ продолжает блокировать резолюции против сирийского правительства) и украинского кризиса (Россия применила право вето к резолюциям о признании псевдореферендума в Крыму нелегитимным и создании Международного уголовного трибунала по MH17).

В этой связи, Украина, как государство, получившее гарантии безопасности и ставшее жертвой прямой агрессии одного из постоянных членов Совбеза ООН, имеет сегодня все политические, правовые, моральные и другие причины жестко поставить вопрос реформы СБ ООН и быть в числе лидеров в вопросе создания коалиции стран, поддерживающих такие действия. Тем более, что с 1 января следующего года Украина будет два года пребывать в статусе непостоянного члена Совета Безопасности ООН, что открывает новые возможности для нашего государства с тем, чтобы не только эффективнее защитить свои национальные интересы, но и внести весомый вклад в пересмотр и усовершенствование мировой архитектуры безопасности.

Нынешний состав СБ ООН непропорционально представляет географические зоны. Среди 15 его членов 5 мест закреплены за региональной группой Западной Европы (Western European and Others Group — WEOG), 2 — за Восточной Европой (Eastern European Group — EEG, включая Россию), 3 — за Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР, включая Китай), 3 — за Африкой и 2 — за группой Латинской Америки и Карибского региона (Latin America and Caribbean Group — GRULAC). Данные региональные квоты показывают, что треть мест в СБ ООН принадлежит "золотому миллиарду" (WEOG), в то время, как Восточная Европа (EEG), в которой существует много неурегулированных конфликтов, представлена лишь Россией и одним непостоянным членом, а Ближний Восток — источник острейших конфликтов — имеет лишь одного представителя от группы АТР.

Активная разработка реформ ООН началась еще под председательством Кофи Аннана. Важными шагами в модернизации устаревшей структуры организации стали сокращение Секретариата и преобразование Комиссии ООН по правам человека в Совет ООН по правам человека. В 2004 году группа высокого уровня по угрозам, вызовам и изменениям подготовила доклад "Безопасный мир: наша общая ответственность", который содержит две модели расширения состава СБ ООН. Обе модели предусматривают расширение численности СБ ООН до 24 государств-членов и изменение региональных групп.

Первая сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Централ Холле в Лондоне 10 января 1946 года Фото: UN Photo/Photo Archives

Модель A предлагает добавить 6 постоянных членов без права вето (2 от Африки, 2 от АТР, 1 от Европы и 1 от Северной и Южной Америки) и 13 непостоянных (4 от Африки, 3 от АТР, 2 от Европы и 4 от Северной и Южной Америки). Модель B не предусматривает включения новых постоянных членов, предлагая 8 полупостоянных членов, избираемых на четырехлетний срок с правом повторного избрания, и 1 дополнительного непостоянного члена, который избирается на традиционных условиях. Согласно Модели B, СБ ООН должен состоять из следующих государств: P5, 8 полупостоянных членов, которые избираются на четырехлетний возобновляемый срок (по 2 от Африки, АТР, Европы и Северной и Южной Америки) и 11 непостоянных членов, которые избираются на двухлетний срок (4 от Африки, 3 от АТР, 1 от Европы и 3 от Северной и Южной Америки).

В условиях российской агрессии и аннексии Крыма пассивность Украины в вопросе реформирования ООН, а следовательно — ослабления позиции России — выглядит достаточно странной и не совсем профессиональной. По нашему мнению, позиция Украины по реформированию ООН должна быть двухуровневой и включать в себя как стратегические, так и тактические задачи, своего рода программу-максимум и программу-минимум.

Стратегические задачи должны исходить из нашего видения, видения ООН в мире и в урегулировании конфликтов в нашем регионе. Украина заинтересована в превращении ООН в действенный институт по обеспечению мира, стабильности и развития на планете. Иными словами, ООН должна иметь достаточно полномочий и инструментов для того, чтобы в случае нарушений международно признанных границ, массовых нарушений прав человека немедленно вмешаться с целью предотвращения или урегулирования конфликта.

Тактические задачи должны базироваться на необходимости выбить из рук страны-агрессора такой весомый козырь, как право вето в СБ ООН, максимально изолировать агрессора на международной арене, обеспечить максимальную поддержку Украины со стороны других членов международного сообщества.

Согласно программе-минимум, Украина могла бы сделать уже в ближайшее время такие 3 шага:

1. Поставить перед СБ и другими органами ООН, странами-членами вопрос о легитимности получения Россией места СССР в СБ ООН, требовать приостановления членства РФ в СБ до момента урегулирования данного вопроса;

2. Предложить, учитывая существующие процедурные механизмы, вынесение вопроса о противодействии российской агрессии и защиты территориальной целостности Украины на заседание Генассамблеи ООН; в случае успешности вынести соответствующий проект на рассмотрение ГА ООН;

3. Вынести на рассмотрение стран-членов ООН самостоятельно или с группой партнеров предложение об официальном рассмотрении идей реформирования СБ ООН, в частности — созыва соответствующей конференции, которая должна рассмотреть, утвердить и вынести на ратификацию странами членами ООН согласованный вариант изменений в Устав ООН.

Каждый из этих трех шагов потребует тонкой и эффективной дипломатической игры, системной работы и очень серьезных усилий со стороны как внешнеполитического ведомства, так и политического руководства страны. Но такие шаги, прежде всего, вернут Украине утраченную на сегодня субъектность в международных отношениях вообще и статус самостоятельного игрока в рамках ООН в частности.

Читайте також