RU  UA  EN

Середа, 22 січня
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Суспільство

Хранитель вечного: как киевский коллекционер сберег для истории уникальные картины

В Киеве открылась выставка Игоря Дыченко, сохранившего картины репрессированных художников

В Киеве открылась выставка Игоря Дыченко, сохранившего картины репрессированных художников Фото: facebook.com/Mystetskyi.Arsenal

В "Мистецком Арсенале" в Киеве открылась выставка "Арлекин идет…". На ней представлены работы из коллекции Игоря Дыченко. Сам коллекционер умер за два месяца до этой масштабной презентации, поэтому экспозиция воспринимается еще и как дань памяти этому удивительному человеку. Он собирал произведения ошельмованных, а иногда и уничтоженных советской властью художников, ставших потом классиками в коллекции, к примеру, есть картины Казимира Малевича. Во время революции на Майдане коллекцию едва не разграбили так называемые "титушки". Неясна ее судьба и теперь: владелец, желая сохранить собрание для государства, так и не оставил никакого завещания.

Игорь Дыченко, скончавшийся в конце мая на 69-м году жизни, несомненно, принадлежал к раритетной и, увы, постепенно исчезающей породе истинно независимых людей, интеллектуалов, имеющих собственное мировоззрение и стиль, поколебать которые не в силах были никакие внешние обстоятельства. Свою коллекцию он начал собирать в начале 1960-х, еще учась в Киевском художественном институте. Шутил, что первые экспонаты находил на свалках возле мастерских, куда художники выбрасывали неудавшиеся, на их взгляд, работы. Скорее всего, это все же выдумка — Дыченко вообще славился своими мистификациями, фантастическими байками, где правду сложно было отделить от фантазии. В этом, впрочем, проявлялся артистизм его натуры, органическая тяга к игре, побеждающей унылую реальность. Он не боялся казаться экзотичным в своих клетчатых пиджаках и шейных платках. Даже в манере одеваться демонстрировал свою приверженность не советской унификации, а традициям дендизма, казалось бы, навсегда погребенного под глиной народных строек и опилками сталинских лесоповалов.

Фото: facebook.com/Mystetskyi.Arsenal

Собственно, даже в его первоначальных интересах был своеобразный вызов, а не только интуиция коллекционера, как принято нынче считать. Молодой искусствовед, по сути, возвращал из небытия ошельмованных, а иногда и физически истребленных советской властью художников. Это была не охота за ценными экспонатами (с официальной точки зрения, работы авангардистов первых десятилетий ХХ столетия рассматривались едва ли не как хлам, а в 1930-е годы их попросту уничтожали), а исследовательская страсть. Хотя, конечно, постепенно разгорался в Дыченко и азарт коллекционера. Многие шедевры, составляющие славу этой коллекции, добыты там, где их тогда в голову не приходило кому-то искать — у вдов забытых художников. Именно так, отдав за работу стипендию, приобрел Игорь Дыченко кубистский рельеф Василия Ермилова "Арлекин", являющийся кульминацией выставки в "Мистецком Арсенале". Учтивый, любознательный юноша первым пришел к вдовам Александра Богомазова и Александра Хвостенко-Хвостова, нашел в Москве музу Велемира Хлебникова Марию Синякову и чудом выжившую в годы сталинских репрессий "бойчукистку" Оксану Павленко. О том, как попадали картины, офорты, рисунки выдающихся мастеров ХХ столетия в эту коллекцию, Игорь Дыченко, к слову, прекрасный литератор, автор десятков изящных статей о живописи и балете, мог бы написать увлекательный авантюрный роман. Жаль, что этого уже не произойдет.

Фото: facebook.com/Mystetskyi.Arsenal

На выставке в "Мистецком Арсенале" представлены музейного класса вещи — помимо уже названных авторов, это работы Казимира Малевича, Виктора Пальмова, Вадима Меллера, Анатолия Петрицкого, Александра Тышлера, Соломона Никритина, Александры Экстер, Любови Поповой, Александра Бенуа, цикл графических иллюстраций Сальвадора Дали к "Искусству любви" Овидия. Называем только первые имена, хотя вкус практически никогда не изменял коллекционеру: покупая или принимая в дар работы современных художников (некоторые из них, по слухам, сознательно дарили свои картины Игорю Дыченко, почитая за честь быть представленными в его собрании), он прозорливо видел в них будущих классиков. Так что и на нынешней выставке можно увидеть отменные работы украинских нонконформистов 1960-х годов, начиная от Виктора Зарецкого (в экспозиции представлен его портрет самого Игоря Дыченко 1964 года) и заканчивая Анатолием Сумаром и Зоей Лерман, а также живопись ярких представителей "новой волны", стартовавших в 1980-х, — Александра Сухолита, Василия Цаголова, Дмитрия Кавсана.

Фото: facebook.com/Mystetskyi.Arsenal

Игорь Дыченко часто повторял, что, реши он собирать коллекцию даже в 1980-е годы, едва ли ему хватило бы денег купить хотя бы одну картину из его собрания. Сам он никогда не называл его истинный объем, но говорят, что в этой коллекции около 8 тысяч экспонатов, включая редкие книги, автографы, предметы вроде фанерного этюдника Владимира Маяковского. Уже в начале 1990-х хранить все эти вещи коллекционеру было негде, да и, учитывая аукционную ценность многих работ, просто опасно. Сначала они нашли пристанище в Музее книги и книгопечатания Украины, а также хранились в фондах Музея истории Киева. "Мистецкий Арсенал" взял над ними опеку фактически только в прошлом году, когда во время гражданского противостояния на Майдане, после нашествия "титушек" и "Беркута" в Украинский дом, где хранились фонды Музея истории Киева, нависла реальная угроза разграбления этой коллекции (незначительная часть вещей, кстати, и была похищена).

Сейчас в "Мистецком Арсенале" хранится около 600 работ из этой коллекции, чье будущее — смутно. Игорь Дыченко, хотя и мечтал сберечь свое собрание в целостности и не раз говорил, что готов передать его государству, письменного завещания не оставил. А на эту коллекцию уже зарятся разные люди, в том числе племянники из Москвы. Увы, не исключено, что в эти дни шедевры, собранные Игорем Дыченко, публика видит в последний раз. Поэтому все-таки следует поблагодарить дирекцию "Мистецкого Арсенала" — она не только организовала выставку, но и выпустила к ней солидный каталог, сохранив уникальную архитектуру этой коллекции хотя бы для истории.