Правительство Украины до недавнего времени собиралось осуществлять все выплаты по госдолгу, не пытаясь добиться от кредиторов его реструктуризации, несмотря на войну и колоссальные бюджетные расходы. Однако, похоже, ситуация начинает меняться. По крайней мере, появилась информация, что переговоры о реструктуризации все же ведутся. "Апостроф" выяснял, на каких условиях должна проводиться реструктуризация украинских долгов, и может ли какая-то их часть быть списана.
Правительство Украины рассматривает возможность реструктуризации государственного долга в условиях острого бюджетного дефицита, вызванного российской агрессией. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на несколько источников. На официальном уровне эту информацию не комментируют.
Неофициальных данных также немного. Так, якобы, среди различных вариантов рассматривается, в том числе, возможность внесения изменений в соглашения о выпусках украинских ценных бумаг, что, по идее, и позволит отсрочить время выплат по ним. Кроме того, не исключено, что залогом по нашим евробондам станут замороженные в рамках санкций активы россии, хотя этот вариант с юридической точки зрения пока достаточно туманный.
Отмечается, что решение о реструктуризации долга, если оно будет принято, появится ближе к концу лета.
Также сообщается, что украинское правительство в вопросах возможной реструктуризации консультируют специалисты Международного валютного фонда, однако в МВФ пока отказываются официально об этом говорить.
Деньги любят тишину
Украина испытывает колоссальные трудности с исполнением госбюджета. Значительную его часть съедают расходы на войну, при этом правительство пытается выполнять и социальные обязательства перед гражданами.
На фоне значительных расходов, поступления в государственную казну падают. В частности, меньше доходов в виде налогов и сборов поступает от бизнеса – из-за вынужденного снижения деловой активности. К тому же власти в первые месяцы войны сознательно снизили некоторые налоги для граждан и бизнеса, в том числе, на ввоз товаров через таможенную границу. Сейчас большая часть этих льгот отменена, однако вряд ли повышенные до довоенного уровня налоги решат проблему наполнения бюджета, дефицит которого к концу 2022 года, по разным оценкам, может составить до 25% ВВП, а то и больше (в 2021 году он был на уровне 3,8%).
С этими проблемами преимущественно и связаны дискуссии о возможной реструктуризации украинского внешнего долга вплоть до списания его части. Прошедшей весной об этом, например, говорили в правительстве США, правда, без какой-либо конкретики. Также реструктуризацию в том или ином виде не исключали и некоторые представители международных частных фондов.
При этом, как ни парадоксально, в самом украинском правительстве, по крайне мере, несколько месяцев назад, идею реструктуризации долга категорически отвергали. В частности, министр финансов Сергей Марченко заявлял, что Украина, несмотря на войну, намерена выполнять все свои долговые обязательства, и никакая реструктуризация нам не нужна.
Однако, если переговоры о реструктуризации сейчас все же ведутся, то это значит, что, либо правительство изменило свою позицию, либо такая опция рассматривалась изначально, но ее не хотели выносить раньше времени в публичную плоскость. Последняя версия вполне вероятна. Так в мае Сергей Марченко достаточно резко высказался в том смысле, что "даже разговоры о потенциальной реструктуризации очень вредят нам и нашим планам".
Сергей Марченко
Еще одно косвенное, однако вполне прозрачное подтверждение тому, что переговоры о реструктуризации ведутся, содержится в июньском Отчете о финансовой стабильности Национального банка Украины (НБУ). Помимо прочего, в нем говорится, что с международными партнерами "обсуждаются действия для введения для Украины каникул на уплату по внешнему долгу".
Реструктуризация назрела
По состоянию на начало июня, внешний государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 59,81 миллиарда долларов. Он однозначно будет увеличиваться, так как зарубежная помощь, поступающая в нашу страну, далеко не всегда безвозмездная, то есть в значительной части представляет собой кредиты, которые, рано или поздно, нужно будет возвращать.
Кстати, ближайшие пиковые выплаты по госдолгу намечены на сентябрь.
"В сентябре у нас серьезные выплаты в размере 2 миллиардов долларов, и я так понимаю, что эту сумму мы вряд ли реструктурируем, - сказал в разговоре с "Апострофом" директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. - Хотя я надеюсь на лучшее".
При этом реструктуризацию долгов, с учетом сентябрьских выплат, или без них, проводить все равно обязательно нужно.
"Собственно, инвесторы чуть ли не сами просят об этом украинскую сторону. Понятно, что в связи с войной, для Украины сейчас обслуживать долг было бы нерационально", - сказал в комментарии изданию инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса.
По его словам, долговая реструктуризация – это принципиальная позиция и Всемирного банка, и МВФ, и правительств западных стран: "Они не хотят, чтобы деньги (которые они выделяют Украине) шли на финансирование спекулянтов. Идея такая, что все должны заплатить – это должна быть солидарная помощь".
Штаб-квартира Всемирного банка в Вашингтоне
На каких условиях
Если с самим фактом необходимости реструктурировать внешние долги Украины все ясно и понятно, то открытым пока остается вопрос, на каких условиях должна проводиться такая реструктуризация.
По словам Сергея Фурсы, ее нужно провести таким образом, чтобы, все же, не испортить отношения с инвесторами, и чтобы после окончания войны сохранить доступ к международным рынкам заимствования.
"Это должен быть компромисс между тем, чего мы хотим, и тем, чтобы рынок не воспринял это как слишком агрессивную реструктуризацию, - говорит эксперт. - Скорее всего, было бы логично на ближайшее время заморозить все платежи на несколько лет, по крайней мере, на время войны, а, когда она закончится, платить, возможно, с меньшими процентами, а также, возможно, уменьшить сумму долга".
Илья Несходовский также считает, что отсрочка выплаты долга и уменьшение процентов, по которым Украина погашает соответствующие долги, должны стать главными условиями реструктуризации.
"Отсрочка выплаты долга, минимум, на пять, а, желательно, до десяти лет, а также уменьшение процентной ставки. В таких условиях Украина будет иметь внутренние ресурсы для проведения реформ, поддержки экономики без увеличения налоговой нагрузки", - отметил он.
Со списанием или без
Реструктуризация нередко, хоть и не всегда, предусматривает также списание всего или, что чаще, части долга.
Какое-то списание может произойти и в 2022 году, если правительство Украины сможет об этом договориться с кредиторами.
Однако не факт, что оно сейчас действительно нужно Украине, считает Сергей Фурса.
У Ильи Несходовского также есть большие сомнения в плане списания долга: "Если списание долга будет без каких-либо условий, в чем я сильно сомневаюсь, конечно же, это было бы хорошо".
То есть кредиторы вполне могут выдвинуть условия для списания части нашего долга. Так было, например, в 2015 году - условия, на которых прошла реструктуризация с частичным списанием, для Украины оказались, мягко говоря, невыгодными.
Тогда наиболее спорным условием списания долга стало предоставление кредиторам ценных бумаг – так называемых ВВП-варрантов - на 3,2 миллиарда долларов, которые Украине предстояло погашать в течение 20 лет. Исходя из названия, эти бумаги привязаны к ВВП страны, точнее – к показателю его роста. Если экономика Украины начинает расти быстрее, чем на 3% в год, выплаты по варрантам существенно увеличиваются, а при росте на 4% расходы по выплатам возрастают еще больше.
Илья Несходовский убежден, что, если проводить списание, то оно должно, в первую очередь, коснуться долгов по ВВП-варрантам. По его словам, Украина должна добиться отмены выплат по ним. "Если это останется, то это будет провалом Минфина", - заявил специалист.