РУС. | УКР.

пятница, 26 мая
  • Лайм
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
26.28
Экономика

Шансы на успех. Когда украинцы смогут получать пенсии по-новому

Что мешает пенсионной реформе

Что мешает пенсионной реформе Кабмин надеется запустить накопительную пенсионную систему уже к 2017 году Фото: Владислав Содель

Кабинет министров накануне майских праздников внес в парламент проект закона о введении накопительной системы пенсионного обеспечения. Согласно планам правительства, реформа должна состояться уже в 2017 году. Но без возобновления экономического роста и наведения порядка в действующей солидарной системе пенсионного обеспечения реализовать желаемое не удастся. В связи с чем, по мнению экспертов, переход ко второму уровню пенсионного обеспечения придется отложить еще на год-два.

Суть запланированной реформы — в том, что украинцы будут получать пенсии не из одного источника, как сейчас, а из трех — солидарной (действует сейчас и формируется за счет отчислений трудоспособного населения) и накопительной системы, а также системы негосударственного пенсионного страхования. Из подготовленного правительством законопроекта следует, что участие в накопительной системе будет обязательным для всех работающих граждан в возрасте до 35 лет. Для всех кто старше — на добровольной основе.

Как ранее писал "Апостроф", начиная с 2017 года, ставка отчислений в накопительную систему будет составлять 2%, а в течение пяти лет, с 2017 до 2022 года, вырастет до 7%. Но пока граждане не спешат беспокоиться о своем пенсионном будущем, которое может наступить через 20-30 лет, говорит директор Института демографии и социальных исследований им. М. Птухи НАН Украины Элла Либанова. По ее словам, об этом говорит небольшое количество людей, которых удалось привлечь в негосударственные пенсионные фонды. Подобные учреждения работают в стране уже более 11 лет. По информации председателя совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов Татьяны Сальниковой, к концу прошлого года работало 76 негосударственных пенсионных фондов (НПФ) с активами порядка 2,5 млрд грн. При этом участниками НПФ было всего 833 тыс. человек. Ранее министр социальной политики Павел Розенко заявлял, что в первый год после введения второго уровня пенсионного обеспечения правительство намерено привлечь порядка 5 млрд грн от 6 млн украинцев. "Они (деньги) будут играть роль "подушки безопасности", которая в перспективе поможет удержать экономику от потрясений", — заявил министр.

Но, как объяснил "Апострофу" аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь, переход к накопительной системе — невозможен до тех пор, пока бюджет Пенсионного фонда не перестанет быть дефицитным. Ведь разницу приходится компенсировать из государственного бюджета. При этом сделать солидарную систему безубыточной — достаточно сложно, говорит Жолудь. "С одной стороны — у нас сборы из фонда оплаты труда в Пенсионный фонд одни из самых высоких в мире, а с другой — один из самых низких уровней пенсий в Европе. Это значит, что нужно увеличивать зарплаты. Это позволит увеличить рост поступлений в ПФ", — объясняет экономист МЦПИ.

Вместе с тем важно понимать, что накопительная система будет работать эффективно только при условии запуска на подъеме экономики, тогда как сейчас все говорит об обратном. В обновленном прогнозе Международного валютного фонда для нашей страны сказано, что в текущем году украинский ВВП упадет на 5,5%. "Если 2016 год будет годом самого низкого падения экономики, то тогда все сложится. Если не угадаем, и дальше будет спад, я не исключаю, что необходимо будет ставить вопрос перед парламентом, чтобы отложить на год-два введение накопительной системы", — отметила Элла Либанова.

С другой стороны, по мнению эксперта по вопросам социальной политики Института общественных исследований Марианны Онуфрик, вводить второй уровень пенсионного обеспечения можно было бы и с 2016 , а не с 2017 года, как запланировал Кабмин. "Только таким образом можно разгрузить солидарную систему и снять с нее бремя, спровоцированное в том числе негативной демографической статистикой. Несмотря на все перипетии в стране, украинцы стали жить дольше. Учитывая, что вопрос с пенсионным возрастом не решается, уже сегодня один работающий содержит как минимум одного пенсионера", — говорит госпожа Онуфрик.

Эксперты соглашаются, что получить эффект от запланированной реформы возможно при одновременном введении государственного контроля работы пенсионных фондов, которые будут заниматься средствами украинцев. "Сейчас контроль разделен между разными органами государственного регулирования. Конечной ответственности нет, как и системного взгляда на регулирование этой сферы", — отметила Татьяна Сальникова. В частности, сегодня надзор осуществляет Нацбанк, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, а также Национальная комиссия по госрегулированию в сфере рынков финансовых услуг. "Должен быть один регулятор деятельности пенсионных фондов. Без этого ничего не будет. Потому что сегодня один отвечает за то, как пришить рукав, а второй — как пришить пуговицу", — подчеркнула Элла Либанова.

Еще один фактор успешного проведения реформы — это защита инвестиций. Для этого необходимо обязать всех участников накопительной системы, в том числе — и компании по управлению активами (КУА), работать максимально открыто, считает Татьяна Сальникова. В частности, по ее мнению, необходимо усилить требования к КУА относительно их опыта управления одновременно несколькими фондами, чтобы компания могла доказать, что может избежать конфликта интересов.

Новости партнеров

Загрузка...

Читайте также

Новости партнеров

Загрузка...