Украина ждет очередной транш кредита от МВФ. Предполагалось, что еще 1 млрд долларов правительство получит в феврале, но график финансирования могут пересмотреть, ведь основные требования Фонда – пенсионная и земельная реформы – не выполнены. Воплощать в жизнь такие непопулярные требования украинские власти не спешат. Есть ли у руководства страны шанс найти компромисс с МВФ и когда возможно поступление транша, рассказывает экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ангела Бочи.
В вопросе предоставления следующего транша МВФ могут быть два возможных сценария развития событий – оптимистический и пессимистический. В отношениях Украины с Фондом сейчас продолжается прошлогодняя ситуация. Тогда Украина смогла получить транш только к концу года, и он был для нашей страны предоставлен с очень большой авансом – в обмен на проведение реформ, на которые она соглашалась, подписывая соглашение о финансировании.
После предыдущего транша ситуация несколько изменилась, но не намного улучшилась. Тогда условиями получения кредита была национализация ПриватБанка, а также принятие бюджета на 2017 год. Украина выполнила эти обязательства. Но сейчас мы должны не забывать о новых условиях: пенсионной и земельной реформах – важных "маяках" программы. Эти две реформы очень непопулярны в Украине, поэтому их проведение откладывается из года в год. Но они очень необходимы и уже перезрели. Не надо забывать, что дефицит пенсионного фонда вырос уже до 150 млрд гривен, и это легло тяжелым бременем на государственный бюджет. Этот круг нужно наконец разорвать. Что касается земельной реформы, то украинцы имеют право распоряжаться своими земельными ресурсами, а действующее законодательство это ограничивает. Это влияет на инвестиционный климат. Но вряд ли политики хотят поддержать эти изменения, несмотря на то, что они крайне важны.
Все-таки я придерживаюсь мнения, что события будут разворачиваться по пессимистическому сценарию. Вряд ли Украина получит транш в феврале, как вариант, это может произойти в марте-начале апреля и в том случае, если МВФ закроет глаза на не проведенную пенсионную реформу, отсутствие проектов законов об отмене моратория на землю. Не надо забывать и о необходимости создания антикоррупционных судов, это условие является еще одним важным условием МВФ. И эта система тоже вряд ли заработает в Украине в ближайшее время.
Ситуация складывается не так, как хочется украинским политикам. Но нужно понимать, что МВФ – это один из основных индикаторов доверия иностранных партнеров к Украине. От судьбы транша МВФ будет зависеть и финансирование других программ международных организаций, инвестиционный климат. Если МВФ не предоставит нам транш, то это будет "красным светом" для других партнеров.
Транш и сотрудничество с Фондом – не таблетка от всех наших внутренних политических или экономических проблем. Ведь мы сами должны проводить реформы, независимо от требований МВФ. Мы должны помнить о том, что доверие к реформам, которые проводятся в Украине, с каждым месяцем все больше гаснет. И проблема с траншем станет еще одним таким индикатором.
Мировая ситуация очень динамичная, это надо учитывать. Как будут складываться отношения с США, какой будет ситуация на Донбассе – это все может иметь влияние. Но сейчас в парламенте любой законопроект утверждается с натяжкой, а что говорить о непопулярных проектах?
Поиск компромиссов всегда возможен, в том числе с МВФ. Основной вопрос: насколько власть готова продемонстрировать будущий ход реформ, насколько видение и решение совпадают с позицией Фонда. Возможно, будет найдено какое-то компромиссное решение и по поводу пенсионной, земельной реформ. Стоит отметить, что за всю историю сотрудничества Украины с МВФ в полной мере была выполнена только одна программа, все остальные – частично. И политический фактор играет одну из ключевых ролей в этой ситуации.