Роль таможни в украинской экономике не следует недооценивать: в 2020 году ее вклад в бюджет составил 360 млрд гривен, а это 33% от общего количества его доходов. Согласно последним данным, за январь-июнь 2021 года Государственная таможенная служба принесла 207,5 млрд грн в украинский бюджет, перевыполнив план поступлений на 108%. Однако, эти показатели далеки от возможного потенциала, который могла бы приносить таможня для экономики. Для улучшения эффективности ее работы, с 1 июля 2021 года Государственная таможенная служба начала работу в формате единого юридического лица. Но, решит ли это какие-то системные проблемы - большой вопрос.
В соответствии с потребностями современности и меморандумом, заключенным с МВФ, таможня была переформатирована в единое юридическое лицо - Государственную таможенную службу, которая подотчетна Министерству финансов Украины. Однако новая форма может не определять содержание.
Согласно недавно опубликованным исследованиям МЦПИ, деятельность Государственной таможенной службы и Государственной налоговой службы Украины является наименее законодательно защищенной от вмешательства и внешнего воздействия. Остается большое количество законодательных лазеек и недостатков. Они были обнаружены в таких сферах как процедура назначения и освобождения от должности представителей высшего руководства, суверенитет и правовая основа государственного органа, прозрачность доходов назначенного руководства и особенности отбора на должность руководителя учреждения. "Неизменность" законодательного поля относительно учреждения лишь подтверждает опасения - изменение формы может произойти без изменения содержания. И это только часть проблемы.
В общем, по разным данным, потери от пробелов в законодательстве, "неэффективности" работы таможенных органов и от контрабанды составляют более 4-5 млрд долларов в год. Примерно такие цифры звучали от экс-главы Государственной таможенной службы Максима Нефедова, министра финансов Сергея Марченко. Такие суммы впечатляют, поскольку подобные объемы средств могли бы быть направлены на решение ключевых экономических и социальных вопросов украинской экономики, полностью перекрыть потребности в привлечении кредитных средств от МВФ, ЕС и Всемирного банка, которые сейчас висят грузом на украинском бюджете.
Проверить масштаб "неэффективности" просто. Для этого достаточно хотя бы взять официальные данные экспорта и импорта из Украины и сравнить с соответствующей статистикой по нашей стране в информационных источниках наших торговых партнеров. Например, в 2020 году экспорт Украины в ЕС составил $18,66 млрд, а по данным ЕС - $19,57 млрд; импорт составил $23,74 млрд, а в европейской статистике отражено $27,43 млрд. Конечно, такие разночтения могут возникать по разным причинам, но в этих цифрах и кроется одна из главных проблем таможни - контрабанда.
По данным Государственной пограничной службы Украины, автомобили, табак и алкоголь преобладают среди основных предметов контрабанды. Следует отметить, что ее объем и масштабы теневой экономики - это взаимосвязанные вещи. В то же время объем последней колеблется от 30% до 50%. Если во время экономической рецессии это "нормальное явление" (которое создает "подушку безопасности" и сглаживает "острые углы" государственной политики), то во время роста - явление довольно негативное, поскольку сдерживает перспективы развития и создает асимметрию.
Каких-либо системных решений, которые бы боролись с теневой экономикой и "серым" импортом, не предложено. Переформатирование, перезагрузка кадров, увольнения глав и рядовых служащих не дают желаемого результата. Было даже создано Бюро экономической безопасности, которое будет также заниматься вопросами контрабанды. Был подан законопроект №5420 относительно установления уголовной ответственности за контрабанду товаров и недостоверное декларирование, но он также весьма неоднозначный. В частности, спорным является один из пунктов про штраф в 10 и более миллионов гривен за товары стоимостью в 50-100 тыс. грн, потому что теоретически под это могут попасть и рядовые граждане.
Проблема в том, что все перечисленное концентрируется вокруг "мелкой рыбы" и борется с симптомами, а не с причинами. Интересным является недавнее решение СНБО о введении санкций против топ-контрабандистов, но результат будет ощутим не сразу. К тому же, неизвестно будут ли при этом "затронуты" чиновники, которые вовлечены в "серые" схемы.
Соответственно, контрабанда долго будет оставаться одной из главных причин потерь бюджета. И эта проблема должна рассматриваться с нескольких сторон: стремление малого бизнеса выживать и конкурировать, а большого - минимизировать расходы; желание сотрудников таможни и чиновников нажиться в условиях слабости институтов и относительной безнаказанности.
Рецепт прост - минимизация человеческого фактора. Также необходимо:
- усилить межведомственное сотрудничество;
- синхронизировать базы ВЭД, проводить информационный обмен с крупнейшими торговыми партнерами;
- внедрять режим совместного транзита (NCTS)
- усилить дипломатические связи для ускорения процессов налаживания вышеупомянутого сотрудничества;
- закрыть законодательные лазейки относительно функционирования таможни;
- ускорить реализацию закона "Об экономическом операторе", закон "Об общем транзите";
- отменить декриминализацию контрабанды товаров в особо крупных масштабах;
- развивать внутреннее производство товаров субститутов и комплементов;
- пересмотреть таможенно-тарифную сетку (чем больше пошлин или акцизов, тем больше "серый" импорт)
- отдельного внимания заслуживают вопросы нелегального вывоза леса и природных ресурсов.
И это, конечно, не окончательный список. В общем, попытки решить нынешние проблемы (борьба с малой "челночной" деятельностью, закручивание гаек предпринимателям и.т.д.) укладываются в принцип Парето, но не лучшим образом. Исходя из этого принципа, 20% правильной работы может принести 80% результата. Однако в нашем случае, складывается ситуация, при которой концентрация происходит вокруг 80% работы, которая сможет принести лишь 20% результата, при этом забрав много сил и времени. Ответ, куда направить те 20% усилий, и так известен - на "большую рыбу". Но для этого нет достаточной политической воли - большая контрабанда без политического прикрытия почти невозможна. И пока влияние над таможней хотят поделить между собой СБУ и МВД, нас осенью ожидает очередной пик выплат по долгам, который, по сути, будет происходить из карманов добросовестных налогоплательщиков. А будет у нас таможня единственным или не единственным юридическим лицом - "глобальной" проблемы это не решит.