RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Мнение

Газовая дыра: почему украинцы пострадают из-за просчетов власти

Чтобы перекрыть дефицит угля, нужно докупить "золотой" газ

Чтобы перекрыть дефицит угля, нужно докупить "золотой" газ Фото: Getty images

Стоимость природного газа постоянно растет, на днях пробив "потолок" в 2000 долларов за тысячу кубометров. Какая роль России в стремительном росте цен на "голубое топливо", каковы были просчеты Украины, а также с какими проблемами столкнется наши граждане уже в ближайшее время, читайте в эксклюзивном материале "Апострофу" эксперта по экономическим вопросам Украинского центра Аналитики и безопасности Вячеслава Лининга.

Цены на европейском газовом рынке вновь растут из-за давления на этот же рынок со стороны России. "Лес рубят – щепки летят" – именно так можно охарактеризовать действия РФ по установлению газовой монополии в Европе и их последствия для Украины.

Правда, нам достаются даже не щепки, а целые ценовые "бревна", ведь стоимость природного газа на украинской внутренней бирже уже превысила европейский максимум. Газоснабжающая компания "Нефтегаз Трейдинг" провела аукцион со стартовой стоимостью 61 200 гривен, что эквивалентно 2 243 долларам США согласно курсу НБУ за тысячу кубометров газа.

Статистические данные европейских спотовых цен зафиксировали исторический максимум стоимости 1 тысячи кубометров на уровне 2037 долларов США, а разница в чуть более 200 долларов – стоимость транспортировки и прибыль НАК "Нафтогаз".

Несмотря на очередное достижение ценовых максимумов, европейская рыночная конъюнктура, в общем-то, не изменилась, ведь все поставки российского газа в страны Европы проходят по долгосрочным контрактам и спотовые цены не должны влиять на общую картину, кроме случаев покупки дополнительных объемов топлива.

Украина не имеет прямого контракта с Россией и имеет достаточные, по словам премьер-министра Украины, пополняемые собственной добычей запасы газа. Однако внутренние торги проходят по "европейским ценам". Почему это происходит?

Ответы кроются в трех плоскостях – внутренней, внешней и экономичной.

Внутренние факторы:

    Просчеты в подготовке к отопительному сезону.

    - Отопительный сезон в Украине – своеобразный дом на трех столбах: газ, электричество и угли. Устойчивость конструкции достигается только сбалансированной нагрузкой на каждый из них. Ошибки в такой балансировке могут привести к краху всей конструкции.

    "Ручное" регулирование тарифной политики (в интересах бытовых потребителей).

    - Следствие – неизбежный рост энергоемкости производств, а следовательно и конечной стоимости, наряду с ростом стоимости коммунальных платежей и энергоемкости производств в ближайшем будущем.

Самым ощутимым фактором роста цен на коммунальные услуги для населения станут условия нового "тарифного" Меморандума между Украиной и МВФ, предусматривающего продажу 50% газа собственной добычи на газовой бирже, ценовая политика которой будет коррелироваться с европейской.

Внешние факторы:

Вице-канцлер, министр экономики Германии Роберт Хабек считает, что "строительство российского газопровода "Северный поток-2" было ошибкой с геополитической точки зрения".

Президент немецкого сетевого агентства Bundesnetzagentur (BNetzA) Йохен Хоманн сообщил, что процесс сертификации «Северного потока-2» затянется до лета 2022 года, что никак не удовлетворяет потребности Российской Федерации.

- В ответ на это российский "Газпром" приступил к заполнению второй нити газопровода "Северный поток-2" природным газом.

- По данным Trading Economics, объемы поставок по газопроводу Ямал-Европа были ограничены и частично реверсированы 19-20 декабря, что в совокупности с погодными условиями и уменьшением мощности альтернативных видов поставки топлива в Европе – гарантировало рост цен.

Экономические факторы:

- Европейская конъюнктура, в общем-то, не изменилась, ведь все поставки российского газа в страны Европы проходят по долгосрочным контрактам и спотовые цены не должны влиять на общую картину, кроме случаев покупки дополнительных объемов топлива.

- Именно наличие в "Северном потоке-2" газа "до которого рукой подать", является одним из способов склонить страны ЕС к пересмотру процесса сертификации газопровода и ускорить его.

- Цена в Украине аналогична европейской из-за перевода угольных генераций на газ и соответствующего роста спроса.

Процесс перевода угольных ТЭС и ТЭЦ на использование природного газа или мазута предусмотрен постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг №2003 "О согласовании Временного порядка приобретения вспомогательной услуги для обеспечения регулирования частоты и активной мощности в ОЭС Украины, а именно обеспечение резервов замещения (третичное регулирование)".

По ориентировочным прогнозам, для перекрытия дефицита угля нужно использовать как минимум 3 миллиарда кубометров газа. Эта "закупка" и предусмотренная Временным положением, будет производиться по "спотовым" ценам.

То есть НАК "Нафтогаз" должен закупить природный газ на 5,1 миллиарда долларов США при стоимости тысячи кубометров газа на уровне 1700 долларов (с транспортировкой). Таких средств у "Нафтогаза" просто нет, и именно поэтому внутренние аукционы проходят по европейским ценам – чтобы "собрать" денег.

Любая "тарифная" игра в первую очередь будет касаться рядового гражданина, ведь реальным источником финансирования и государства, и небытовых потребителей являются непрерывно растущие расходы населения.

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции