Автокредитование в Украине находится в стадии почти полного паралича. В I полугодии объемы автокредитов сократились вдвое, при этом в отдельные месяцы темпы падения достигали 80%. Девальвация гривны, вызвавшая подорожание импортных автомобилей, рост просроченных платежей по выданным кредитам и дефицит ликвидности заставили банки сократить или даже полностью отказаться от автокредитования. И хотя средние ставки самых популярных программ все еще ниже 18%, спрос на автокредиты восстановится не скоро.
Кредитная заморозка
Рынок автокредитования пережил глубокий обвал. В I полугодии 2014 года количество выданных автокредитов сократилось более чем вдвое. По данным Porsche Finance Group, кредитные учреждения предоставили клиентам всего 9,3 тыс. автозаймов, тогда как за этот же период прошлого года автомобиль в кредит смогли купить 19,3 тыс. граждан.
Причиной сокращения на 51,8% количества сделок банкиры единогласно называют девальвацию гривны, которая привела к удорожанию импортных машин свыше чем на 40% и заставила потенциальных заемщиков отложить покупку автомобиля. «Одна из причин стремительного падения рынка автокредитования – общее снижение уровня доходов клиентов и отсутствие у них уверенности в завтрашнем дне»,– считает директор департамента автокредитования Кредобанка Александр Кушлык. «Кредитные продажи автомобилей составляют порядка 20% общих продаж автомобилей, поэтому необходимо говорить о существенном снижении продаж на автомобильном рынке в целом. Это одна из причин, из-за которой банки сворачивают кредитные программы»,– сетует начальник управления розничного кредитования ВТБ Банка Ирина Горецкая.
Еще в январе-феврале банки активно кредитовали, увеличив продажи почти на треть, но с марта рынок парализован – ежемесячно он сокращался на 60–80% к аналогичному месяцу предыдущего года. «Одна из причин стремительного падения рынка автокредитования – проблемы в банковском секторе, а именно значительные проблемы с показателями ликвидности у многих участников рынка. В такой ситуации финансовые структуры отказываются от кредитования на длительные сроки с относительно невысоким уровнем доходности, к которым относится автокредитование»,– считает Александр Кушлык.
На небольших объемах
Если в прошлом году ежемесячно выдавалось в среднем 3,7 тыс. кредитов, то в мае 2014-го их было всего 0,6 тыс. Почти половина игроков в июне не выдали ни одного автокредита, а некоторые банки подписали всего несколько десятков договоров.
Свернуть кредитование их побудил рост просрочек по выданным кредитам по всей стране, особенно в Крыму, Луганской и Донецкой областях. «Есть ряд банков, которые последние два года очень активно занимались автокредитованием, не особо перебирая клиентами. И когда они столкнулись с проблемами ликвидности и качества портфеля, ими было принято решение сконцентрировать все силы на сбор выданных кредитов, а не генерировать новые»,– говорит директор департамента продаж через альтернативные каналы и партнеров Креди Агриколь Банка Роман Бунич.
Это увеличило концентрацию рынка. Если в I полугодии 2013 года на топ-5 приходилось 62,4% всех новых кредитов, то сейчас – 70,3%. При этом список лидеров также поменялся: в нем, как и прежде, присутствуют Креди Агриколь Банк, Укрсоцбанк и Правэкс-Банк. Однако прошлых участников топ-5 – компанию Porsche Finance и Идея Банк – заменили Кредобанк и Дельта Банк (занявший сегмент купленного Астра Банка).
Контроль за ставкой
Отток депозитов физлиц вынуждал банки не только не снижать кредитные ставки, но даже увеличить. Тем не менее, потенциал их роста был ограничен подорожанием автомобилей и сокращением количества потенциальных клиентов. По данным «Простобанк Консалтинга», средняя стоимость кредитов на новые иномарки повысилась на 1,2–1,6 п. п. – до 16–18%. Меньше всего подорожали (на 0,4 п. п.) займы на покупку новых автомобилей сроком на год. Хотя все зависит от кредитной программы конкретного банка – некоторые операторы кредитовали даже под 64% годовых.
Меньше подорожали кредиты на подержанные иномарки: их средняя стоимость в отдельных случаях даже снизилась, а из сегмента ушел лишь один банк. Такие кредиты прельщают заемщиков меньшей ценой автомобиля, в том числе конфискованного у предыдущего собственника за неуплату кредита (финансирование таких сделок на условиях финансового лизинга осуществляет ПриватБанк).
С целью минимизации рисков неплатежей банки были вынуждены отсеять наименее платежеспособных покупателей: минимальный авансовый платеж увеличен, а сроки и суммы кредитования – сокращены. «В 2013 году банки активно работали с авансами вплоть до 0%, на текущей период в среднем минимальный аванс составляет от 20% стоимости автомобиля. Кроме того, в 2014-м есть практика ограничения максимальной суммы кредита и срока кредитования»,– сообщила главный экономист отдела продаж автокредитования Укрсоцбанка Диана Рыбачук.
Это скорее исключение из правил. «Рынок настолько мал, что любое ужесточение приведет к потере даже того незначительного числа клиентов, которые еще могут, исходя из подходов банков, получить кредит»,– говорит Александр Кушлык. Если в 2013 году банки брали в расчет неофициальные доходы клиента, то сейчас такая возможность ограничена.
Будет лучше, но не скоро
Банкиры единодушны в своих прогнозах: позитивных изменений на рынке во II полугодии не будет, их придется ждать полгода–год. «По моему мнению, мы получим падение продаж в 2014 году на 40%. Не думаю, что во II полугодии что-то кардинально поменяется, для этого необходимы серьезные изменения в политической и экономической жизни страны»,– считает директор по продажам в автосалонах УкрСиббанка Сергей Галич.
Лишь после завершения антитеррористической операции банкиры рассчитывают на «стабилизацию ситуации», что позволит клиентам реализовать отложенный спрос на автомобили. «Изменений к лучшему можно ожидать не раньше 2015 года. Только после того как люди почувствуют хотя бы какую-то уверенность в завтрашнем дне, они начнут делать дорогие покупки, что прямо будет влиять на продажи новых автомобилей и уровень кредитования,– говорит Роман Бунич.– Также банки будут вынуждены немного поднять ставки, так как необходимо компенсировать потери от увеличившегося уровня неплательщиков».
Некоторые банки в ожидании лучших времен будут переходить в сегмент кредитования подержанных авто, следуя за платежеспособным спросом. «Можно прогнозировать появление кредитных программ на покупку б/у автомобилей»,– считает Ирина Горецкая. «Активность банков в сегменте автомашин с пробегом будет зависеть от их отношения к потенциально более высокому уровню кредитного риска»,– поясняет Александр Кушлык.