RU  UA

четверг, 28 марта
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Финансы

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Правительство завысило ожидания: нереальные прогнозы госбюджета 2017 года

Эксперты ожидают максимум 2% роста ВВП в 2017 г., тогда как прогноз правительства - 3%

Эксперты ожидают максимум 2% роста ВВП в 2017 г., тогда как прогноз правительства - 3% По мнению экспертов, ведомство Александра Данилюка дает нереалистичный прогноз доходов бюджета в 2017 году Фото: УНИАН

Министерство финансов опубликовало проект государственного бюджета Украины на 2017 г. Он был утвержден на заседании Кабинета министров 15 сентября и передан на рассмотрение в Верховную раду, которое состоится уже завтра 21 сентября. Эксперты считают, что прогноз роста экономики правительство завысило. Чтобы достичь 3% роста ВВП, необходимо реформировать налоговую систему и создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в промышленность.

Согласно проекту госбюджета на 2017 год, Министерство финансов рассчитывает, что доходная часть бюджета в следующем году составит 706,27 млрд грн, что на 104,4 млрд грн больше, чем ожидалось в текущем. При этом 83,3%, или 558 млрд грн, из этой суммы - налоговые поступления, 14,4% - не налоговые платежи, соответственно другие поступления составляют 2,3%. "В структуре налоговых доходов на долю налога на прибыль приходится 20,5% и 66,5% - на долю акцизов и НДС с упором на таможенную службу (33,9% всех налоговых поступлений)", - подсчитал ведущий эксперт аналитического отдела Forex Club в Украине Андрей Шевчишин.

В тоже время государственные расходы в 2017 г. должны составлять согласно планам правительства не более 775,26 млрд грн, что на 100 млрд грн больше, чем было запланировано на текущий год. Таким образом, дефицит госбюджета не должен выйдет за рамки 3% ВВП, что было утверждено в переговорах с МВФ (3,7% дефицит был заложен в бюджет 2016 г.).

Ключевые зоны расходов в бюджете 2017 г.: Пенсионный фонд - 156,2 млрд грн, субсидии на погашение стоимости коммунальных услуг населением - более 50 млрд грн, армия - более 51 млрд грн, Фонд гарантирования вкладов физлиц и докапитализация госкомпаний и банков.

Главная смета страны составлена с учетом таких макропоказателей: рост реального ВВП на уровне 3% (против 1% в 2016 г.), номинальный ВВП — 2,584 трлн грн, плановая инфляция - 8,1% (12% - в бюджете этого года). При расчете бюджета учитывался курс на уровне 27,2-27,7 грн/$ и цена импортного газа — $246 за 1000 куб. м. Премьер-министр Владимир Гройсман, представляя проект бюджета на рассмотрении правительства 15 сентября, отметил, что этот документ сбалансирован и все расходы в нем подкреплены доходами.

Однако эксперты утверждают, что для сохранения этого баланса правительству необходимо будет очень постараться. Слишком оптимистичным, по мнению главного аналитика UniCredit Bank Андрея Приходько, выглядит прогноз роста доходов консолидированного бюджета на 17% по сравнению 2016 г. "В январе-июле 2016 г. доходы консолидированного бюджета выросли в годовом исчислении только на 10,7%, при том что на этот год ожидался их рост в 15%. При этом в бюджете прогнозируется дальнейшее замедление инфляции до 8%, а низкая инфляция не будет способствовать росту доходов бюджета", - отметил он.

Уже есть и некоторые несостыковки со стороны заявлений госорганов. К примеру, в структуре доходов заложено поступление 41 млрд грн от Национального банка Украины (38 млрд должно поступить в этом году). Однако на встрече с журналистами 15 сентября глава НБУ Валерия Гонтарева сообщила, что в 2017 г. регулятор сможет перечислить в госбюджет лишь около 31 млрд грн в связи со вступлением с 1 января в силу нового законодательства, касающегося деятельности НБУ.

Для сдерживания роста расходной части госбюджета в следующем году МВФ выступает с жесткой позицией по пенсионной реформе (повышение пенсионного возраста) и поддержанию тарифов на рыночном уровне.

Также важными, по мнению Андрея Шевчишина, для реализации бюджетных ориентиров на следующий год по доходной части являются базовые показатели, с которыми Украина закончит текущий год. В первую очередь, речь идет о продвижении реформ, достижении запланированного уровня по главным экономическим показателям и энергетическом балансе страны по итогам декабря.

Также важным является запуск процесса приватизации госпредприятий. Напомним, президент Петр Порошенко анонсировал, что "большая приватизация" стартует уже в октябре с продажи Одесского припортового завода. Однако первая попытка приватизации ОПЗ сорвалась, поскольку ни одна компания не подала заявку на участие в конкурсе, посчитав завышенной стартовую цену. В итоге стартовая цена предприятия была снижена более чем вдвое.

Сценарий с 3-процентным ростом экономики, по мнению экспертов, выглядит достаточно оптимистичным и предполагает рост по многим направлениям, в том числе благодаря налоговым изменениям и инвестиционной активности.

Кроме того, делается также ставка на рост цен на сырьевых рынках в 2017 г. и проникновение украинских товаров на мировые рынки (прогноз роста экспорта +8%, импорта +9,7%).

"Прогноз доходов бюджета 2017 года строится, исходя из роста ВВП на 3%. На мой взгляд, рост в 3% – это несколько оптимистичный показатель. Всемирный банк, например, прогнозирует рост ВВП в 2% в 2017 г.", - говорит главный аналитик UniCredit Bank Андрей Приходько.

С ним соглашается и Андрей Шевчишин, прогнозируя рост ВВП в следующем году на уровне 0%-1,2%. "Мы расцениваем эти цифры как завершение падения и апатичный неустойчивый рост. При этом прогноз строится на предположении о слабости деловой активности и сохранения напряженности на Донбассе, ограниченной инвестиционной и производственной активности", - резюмирует эксперт.

Читайте также

Создание электронной гривны. Заработает ли украинский биткоин

Цифровая гривна, использование которой протестирует Нацбанк Украины, мало чем отличается от обычной, но у нее есть свои преимущества

Украина идет к дефолту: чем это грозит каждому украинцу

Если Украина не найдет средств для погашения внешнего долга, страна погрузится в состояние дефолта

У Украины есть лишние деньги? Сработает ли кэшбек по-украински

Украина как воюющая страна с серьезными финансовыми проблема не может себе позволить программу национального кэшбэка