21 сентября в стенах Верховной Рады депутаты выслушали аргументы премьер-министра Владимира Гройсмана и министра финансов Александра Данилюка касательно реалистичности и сбалансированности проекта государственного бюджета на 2017 год. Документ был внесен в парламент в установленные сроки – до 15 сентября и не был отозван из-за недостаточной готовности, как это происходило в последние несколько лет. В результате проект госбюджета был принят к рассмотрению и отправлен на изучение профильным комитетам.
Утро в Верховной Раде 21 сентября проходило под знаком госбюджета-2017. Депутаты и журналисты в кулуарах обсуждали проект главной сметы страны на следующий год. Народные избранники высказывали обеспокоенность некоторыми пунктами разработанного чиновниками документа.
К примеру, нардеп от фракции "Батькивщина" Иван Крулько отметил, что их политическая сила обеспокоена отменой спецрежима налогообложения для аграриев. Напомним, с 1 января следующего года компании агросектора будут облагаться налогом на общих условиях.
"Нас беспокоит вопрос отмены льготного налогообложения для аграриев, вследствие чего они потеряют около 30 млрд грн оборотных средств. Аграрии приносят Украине валютную выручку и участвуют в развитии страны", - подчеркнул он.
Также депутат негативно оценил повышение акцизов, в том числе, на дизельное топливо. По словам Крулько, это приведет также к подорожанию товаров первой необходимости и лекарств.
Ближе к обеду обсуждение проекта госбюджета перенеслось в сессионный зал, где после краткого спича главы парламента слово взял премьер-министр Владимир Гройсман. Он в очередной раз рассказал о честности, открытости и сбалансированности рассматриваемого проекта бюджета. Также премьер обратил внимание на то, что в 2017 году экономику ждет активное развитие, будут строиться новые дороги и пройдет финансовая децентрализации. Достанется и работникам сферы образования и медицины. Правительство Гройсмана заложило в бюджет-2017 30-процентный рост зарплат учителей и 20-процентное увеличение оклада врачей. "Также мы сохраняем стипендии для наших студентов, обеспечиваем лекарствами украинских граждан. Отдельно хотел бы подчеркнуть, что мы поддерживаем и культуру", - сообщил Гройсман. На поддержание фермеров будет направлено 5,5 млрд грн прямой финансовой помощи, на региональное развитие — 9 млрд грн.
Затем министр финансов Александр Данилюк уже более подробно презентовал основные макропоказатели, заложенные в госбюджет-2017, а также прошелся по основным расходным и доходным статьям документа.
По его словам, в документе четко обозначены приоритетные для правительства сферы деятельности государства. Среди них: обороноспособность страны, поддержка дипломатических и торговых представительств, образование, развитие агропромышленного комплекса, восстановление дорожного фонда, повышение энергоэффективности и децентрализация.
Отдельно министр подчеркнул, что бюджет на оборону в этом году будет увеличен на 14,5 млрд грн, что составляет 5% ВВП. "Из этих средств 64 млрд грн будут направлены на поддержание Министерства обороны, 46 млрд грн — Министерству внутренних дел и 6 млрд грн — Службе безопасности Украины", - отметил Данилюк.
Депутаты после выступления министра были на удивление мягкими в высказываниях касательно бюджета будущего года и даже не предлагали вернуть его в Кабмин на доработку.
Такое "смирное" поведение народных избранников объясняется не только их традиционно низкой явкой в среду, но и тактикой руководства Минфина, которое в последние три дня проводило разъяснительную работу с крупнейшими депутатскими фракциями. Отдельные депутаты рассказали, что несколько активных представителей некоторых фракций уже подготовили разгромные речи на случай отзыва правительством документа и были немного растеряны после того, как повода для выступления с заготовками не возникло.
"Минфин за последние три дня провел несколько встреч с фракциями БПП, "Народный Фронт" и "Самопомич", на которых обсуждались содержание и принципы формирования госбюджета-2017. В ближайшие дни будет проведена встреча и с другими фракциями", - рассказал "Апостроф.Экономика" источник, знакомый с процессом работы Минфина с депутатами.
Эту информацию подтвердил и глава фракции БПП в парламенте Игорь Гринив, отмечая, что Минфин заранее представлял бюджет на заседаниях фракции, но на данном этапе никаких договоренностей достигнуто не было. "Бюджет на этом этапе не согласовывается. Правительство просто представляет бюджет, а парламент может либо его принять, либо отклонить. Если бюджет принимается, то дальше уже над ним работает Верховная Рада. Поэтому на этом этапе нет никаких согласований. Все согласования будут позже", - подчеркнул он и добавил, что фракции могли критиковать бюджет, но если ни одна из них не внесла в парламент проект постановления об отклонении бюджета, это означает, что все фракции приняли его к рассмотрению.
Депутатам и чиновникам действительно есть, над чем поработать, и главные баталии еще впереди. К примеру, председатель фракции "Батькивщина" Сергей Соболев отметил, что их политическая сила не согласна с цифрой поступлений в бюджет от спецконфискации. Как ранее писал "Апостроф.Экономика", Кабмин утвердил проект закона о спецконфискации, который позволяет в досудебном порядке арестовывать имущество и другие активы, полученные преступным путем.
Основываясь на этом законопроекте, правительство планирует получить в бюджет-
Однако, по утверждению Соболева, конфисковать получится, в большинстве случаев, лишь ценные бумаги — облигации внутреннего госзайма и производные – деривативы. "За счет конфискованных средств нужно гасить часть госдолга. Это не реальные деньги, которые можно положить в бюджет", - сказал он. Также, по мнению нардепа, в бюджет будущего заложены заниженный уровень инфляции и нереалистичный прогноз курса нацвалюты. "Уровень инфляции 8,1% очень занижен. Было бы правильным установить его на отметке 10% хотя бы. Кроме того, курс явно не остановится на уровне 27 грн/$. Необходимо изменить ключевые макропоказатели", - резюмировал Соболев.
И это далеко не все спорные моменты в новом бюджете, которые депутаты еще будут обсуждать. Время пока есть - проект бюджета в первом чтении Рада должна рассмотреть не позднее 20 октября. После этого Кабмин не позднее 3 ноября должен обработать предложения депутатов и вернуть проект в парламент с учтенными или отклоненными предложениями. Во втором чтении проект закона о госбюджете должен быть рассмотрен до 20 ноября. После этого его ждет третье чтение, которое должно завершиться до 25 ноября. В целом закон о госбюджете, согласно регламенту, должен быть принят до 1 декабря 2016 года.