RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Финансы

Саботаж ​е-декларирования: как Петр Порошенко может спасти ситуацию

Несвоевременная подача украинскими чиновниками электронных деклараций может сорвать получение Украиной $1,3 млрд от МВФ в 2016 году

Несвоевременная подача украинскими чиновниками электронных деклараций может сорвать получение Украиной $1,3 млрд от МВФ в 2016 году Украинские высокопоставленные чиновники и народные депутаты не спешат подавать декларации о доходах Фото: УНИАН

Система электронного декларирования доходов украинских чиновников, которая была запущена в полном режиме с 1 сентября, работает уже более месяца. Полноценный запуск Единого государственного реестра деклараций являлся условием предоставления Украине безвизового режима с Евросоюзом, а также кредита МВФ в размере $1 млрд. Вместе с тем для получения очередного, четвертого, транша Фонда украинские власти обязаны обеспечить внесение сведений об имуществе и доходах всех чиновников высшего уровня в единый реестр и предоставить публичный доступ к нему на едином веб-портале. До конца срока подачи деклараций остается менее месяца, однако украинские чиновники пока не спешат раскрывать информацию о своем имущественном состоянии. Ситуация похожа на саботаж. Депутаты и чиновники собираются заполнять декларации в последний день - 31 октября. Ситуацию может исправить президент - по информации "Апостроф. Экономика", Петр Порошенко в ближайшее время может сам задекларировать свои доходы в электронном виде. Его примеру могут последовать и другие высокопоставленные чиновники.

Процесс запуска системы электронного декларирования имущественного состояния чиновников сопровождался большими неурядицами на всех этапах, начиная от принятия закона об электронном декларировании в Верховной Раде и заканчивая вводом в действие программного комплекса системы.

Первые проблемы возникли сразу после принятия закона №3755 "Об особенностях предоставления должностными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 году" – так называемого закона об электронном декларировании, который предусматривал запуск новой публичной системы отчетности чиновников. В конце 2015 года оказалось, что принятая редакция документа серьезно отличалась от той, которая выносилась на рассмотрение парламента: если в первоначальном документе уголовная ответственность за внесение в декларацию недостоверных сведений наступала в 2016 году, то в принятом законе ее введение откладывалось до 2017 года.

Такой поворот вызвал негативную реакцию Евросоюза. Президент Петр Порошенко вернул документ в Раду со своими предложениями. Новый документ, не предусматривающий отсрочек в введении уголовной ответственности для чиновников, был принят парламентом в кратчайшие сроки — 15 марта.

Следующим камнем преткновения в процессе запуска е-декларирования стало качество разработанного для этих целей программного комплекса. За несколько дней до назначенной даты старта Единого государственного реестра деклараций Государственная служба специальной связи и защиты информации (ГСССЗИ) заявила, что переданный ей программный комплекс не соответствует установленным стандартам безопасности, и отказалась предоставлять сертификат соответствия. Кроме того, оказалось, что система электронного декларирования размещена на серверах, которые не принадлежат Нацагентству по предотвращению коррупции (НАПК), на которое возлагалось управление реестром. Все это поставило запуск электронного декларирования под угрозу срыва. В МВФ заявили, что функционирование системы электронного декларирования без сертификации не отвечает условиям предоставления Украине очередного транша в рамках программы EFF объемом $1 млрд. В ситуацию вмешались президент Петр Порошенко и глава правительства Владимир Гройсман. В итоге реестр деклараций все же был запущен в срок, в ночь на 15 августа, однако без необходимой сертификации.

К 1 сентября все претензии госорганов к программному комплексу были сняты, система электронного декларирования была сертифицирована и заработала в полном объеме, однако, по словам главы НАПК Натальи Корчак, функционал системы оставляет желать лучшего. "На сегодня можно говорить о том, что функциональная сторона также не идеальна", - заявила Корчак, отметив, что ей пришлось столкнуться с определенными проблемами при внесении информации в систему. В частности, трудности вызвало определение категории для некоторых должностей. "Я столкнулась при заполнении своей декларации именно с той частью, что, например, в перечне должностей нет указания на то, что есть лица, которые являются политическими фигурами. Они ни под какие категории не подпадают", - отметила Корчак.

После запуска системы декларирования МВФ 14 сентября одобрил выделение Украине средств в размере $1 млрд. Однако для получения очередного, четвертого, транша Фонда Украине необходимо показать не только запуск системы, но и конкретные результаты ее работы. Новый меморандум, подписанный украинскими властями с МВФ, копией которого располагает "Апостроф. Экономика", содержит ряд условий, одним из которых является подача высокопоставленными чиновниками (high-level officials) электронных деклараций о своем имуществе за 2015 год. Крайним сроком выполнения данного пункта меморандума значится конец октября 2016 года.

Под высокопоставленными чиновниками здесь понимаются должностные лица, которые занимают ответственные и особо ответственные должности. Речь идет о президенте, премьере, министрах Кабмина и их заместителях, народных депутатах, генпрокуроре и его заместителях, главе Нацбанка, госслужащих категории "А" и "Б", а также других лицах, чьи должности перечислены в примечании к ст. 50 закона "О предотвращении коррупции". Таких в Украине насчитывается примерно 50 тыс. Эти лица должны внести сведения о своем имущественном состоянии и доходах за 2015 год до 1 ноября текущего года. Те же чиновники, которые не занимают ответственных или особо ответственных должностей, будут подавать свои декларации в 2017 году, до 1 апреля им придется отчитаться о своем имуществе и доходах за 2016 год. Ожидается, что до апреля следующего года свои декларации подадут около полумиллиона человек.

Контроль за правдивостью сведений, которые украинские чиновники будут вносить в свои декларации, возложен на НАПК. Сотрудники агентства будут выборочно изучать образ жизни чиновников на основе общедоступных сведений, в частности, публикаций в СМИ, и в случае выявления несоответствия указанным в декларациях доходам передавать сведения о них Национальному антикоррупционному бюро (НАБУ), органам прокуратуры и Министерства внутренних дел.

Несмотря на то, что до 1 ноября внести в реестр данные о своем имущественном положении должны около 50 тыс. человек, по состоянию на 3 октября в реестре находилось менее 3 тыс. деклараций, из них ежегодных деклараций за 2015 год — только 1596. На сегодняшний день в реестре есть декларация как минимум одного нардепа - Михаила Гаврилюка. Депутат задекларировал квартиру площадью 32 кв. м в Черновцах, а также взятый в банке кредит в размере $11 тыс. Другой информации, в частности, о размере доходов, полученных по основному месту работы, в декларации Гаврилюка нет.

Есть в реестре также информация по нескольким народным депутатам: Сергее Лещенко ("Блок Петра Порошенко"), Игоре Алексееву ("Народный фронт"), Алексее Гончаренко ("Блок Петра Порошенко"), а также Антону Киссе ("Партия "Возрождение"). Как уточнили "Апостроф. Экономика" некоторые из этих депутатов, это не является непосредственно заполнением необходимой декларации. Информация была внесена просто из-за того, что в последнее время их имущественное состояние изменилось. В частности, в документе Сергея Лещенко не отмечено, что он - народный депутат, фигурируют только фамилия, имя и отчество, а также информация о квартире в Киеве общей площадью 192 кв. м и стоимостью 7,55 млн грн, приобретение которой датируется 6 сентября 2016 года. Нет указаний на занимаемые должности и в декларациях Гончаренко, Алексеева и Киссе.

В комментарии "Апостроф. Экономика" Алексей Гончаренко заявил, что ранее он действительно пытался подать электронную декларацию, однако в процессе ее заполнения у него возникли вопросы, которые не удалось прояснить. Сергей Лещенко подтвердил, что данные внесены в систему именно из-за изменения имущественного состояния. Антон Киссе также сообщил, что декларацию пока не подавал, а лишь разместил информацию о переоборудовании чердака. "Декларацию буду подавать за три дня до окончания срока подачи. Вот так я решил", - заявил депутат в комментарии изданию.

Среди топ-чиновников, подавших электронные декларации, значатся также замминистра юстиции по вопросам евроинтеграции Сергей Петухов и экс-замминистра энергетики Александр Светелик. Сергей Петухов, согласно декларации, арендует в Киеве квартиру площадью 74 кв. м и владеет двумя автомобилями: Land Rover Freelander 2 2010 г.в. стоимостью 480 тыс. грн и Alfa Romeo MiTo 2009 г.в. стоимостью 200 тыс. грн. В 2015 году замминистра получил совокупный доход в размере 421,72 тыс. грн, на банковских счетах у него хранятся $324 тыс.

Александр Светелик в декларации за 2015 год указал приватизированный участок в Киевской области площадью 1,35 тыс. кв. м и гараж площадью 147,4 кв. м. Кроме того, согласно декларации, на жену Светелика записана квартира площадью 97,85 кв. м в центре Киева, купленная в 1995 году. Экс-замминистра также владеет автомобилем Subaru Forester 2006 г.в. за 158,6 тыс. грн. Доход Светелика в 2015 году составил 238,57 тыс. грн, в частности, зарплата замминистра – 224,82 тыс. грн, остальное – проценты по банковским депозитам.

В Верховной Раде вялые темпы подачи деклараций не вызывают беспокойства. По словам главы фракции "Блок Петра Порошенко" Игоря Грынива, для заполнения электронных деклараций еще достаточно времени. "Еще есть время. Последняя дата подачи декларации - 1 ноября", - сказал депутат. По его мнению, низкие темпы внесения сведений в реестр обусловлены сложностью системы, а также необходимостью подавать подтверждающие документы. "Процедура заполнения этой декларации не является такой уж простой, поэтому я думаю, что все, кто попробовал это делать, столкнулись с тем, что для заполнения многих граф нужны соответствующие документы или, если это касается недвижимости, точные данные из единого государственного реестра, а если это касается движимого имущества, то соответственно договора на автомобиль", - сказал Грынив.

Одной из возможных причин затягивания с декларированием политик назвал также несколько поданных в Раду законопроектов, которые изменяют порядок доступа к реестру деклараций. Один из документов, автором которого выступал сам Грынив, предусматривал закрытие реестров для общего пользования и отмену уголовной ответственности за подачу недостоверных сведений. "Возможно, и эта мотивация есть. Потому что есть несколько проектов, возможно, ожидают, что будут изменения, пока есть конечный срок, чтобы не было никаких проблем", - отметил Грынив. Впрочем, уже спустя несколько часов после разговора с Петром Порошенко он объявил об отзыве своего законопроекта.

Народному депутату от фракции "Народный фронт" Леониду Емцу для подачи электронной декларации не хватает документов."Я жду ответа от иностранного государства по поводу средств, которые были потрачены на мою поездку, которую оплачивало правительство Японии. Сколько они потратили, я не знаю, а мне надо внести эту информацию в декларацию. Как только получу информацию, сразу заполню", - пообещал Емец.

Сложность новой системы декларирования отметил также представитель "Радикальной партии" Игорь Попов. Вместе с тем он акцентировал внимание на проблемах с программным обеспечением. "Новая система очень сложная, требует слишком много деталей. Плюс софт постоянно глючит. Я ее заполняю, но еще не все нашел", - отметил депутат.

В НАПК "Апостроф. Экономика" пообещали прокомментировать ситуацию с процессом подачи электронных деклараций несколько дней назад, однако до 5 октября получить какой-либо ответ так и не удалось.

Пока остается неизвестным, успеют ли все чиновники подать свои декларации в срок. Однако как минимум начинать подготовку к этому процессу им стоит уже сейчас, поскольку от выполнения этого условия зависит не только судьба четвертого транша МВФ для Украины. Отсутствие внесенных сведений в систему электронного декларирования может быть расценено как умышленный отказ от предоставления декларации, что влечет за собой уголовную ответственность. Санкция по соответствующей статье Уголовного кодекса предусматривает наказание от штрафа до лишения свободы на срок до 2 лет. Ожидается, что факты невнесения сведений в реестр будут документироваться НАПК, после чего материалы по каждому такому случаю будут передаваться в НАБУ.

По неофициальной информации, среди депутатов и части чиновников существует договоренность - подавать декларации в последний день - 31 октября. Такая ситуация может привести к непропорциональной нагрузке на систему и к сбоям в ее работе. НАПК 4 октября уже сообщало о возникновении перебоев в работе системы декларирования в связи с отключениями электроэнергии в помещениях компании, обеспечивающей работу серверов. По состоянию на утро среды, 5 октября, публичный доступ к декларациям чиновников так и не был восстановлен. Учитывая нынешние проблемы в работе системы, не исключено, что массовый наплыв желающих задекларировать свое имущество может привести к полной остановке работы системы.

Помочь украинским топ-чиновникам решиться на подачу е-деклараций, возможно, смогут высшие должностные лица государства на собственном примере. По информации "Апостроф. Экономика", в Администрации президента уже начата подготовка к подаче декларации о доходах и имуществе Петра Порошенко. Не исключено, что информация об имущественном состоянии главы украинского государства будет обнародована уже в течение ближайшего времени.

Читайте также

Без "Зимней єПідтримки": кому из украинцев не дадут "Вовину тысячу "

Украинцы, которые находятся за границей или на оккупированных территориях, не получат Вовину тысячу, но это не точно

Куда инвестировать во время войны: три способа заработка для простого украинца

Для сохранения сбережений и заработка украинцам во время войны больше всего подойдут открытие депозита, покупка гособлигаций и недвижимости

Банковские тайны "Национального кэшбека": какие риски для украинцев

Раскрытие банковской тайны участников программы Национального кэшбека вряд ли представляет угрозу, но есть риск взлома