RU  UA

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Финансы

Продажа украинского Сбербанка под угрозой срыва: не обошлось без следа Кремля

Выход из сделки Norvik Banka осложнил ее реализацию

Выход из сделки Norvik Banka осложнил ее реализацию Продажа украинского "Сбербанка" оказалась под угрозой срыва Фото: УНИАН

Латвийский Norvik Banka не будет участвовать в сделке по покупке украинской "дочки" Сбербанка РФ, Как сообщили "Апострофу" в Национальном банке, на этот актив сегодня претендуют два бизнесмена, имеющих гражданство России. Издание разбиралось, как это повлияет на продажу ПАО "Сбербанк" и других "дочек" российских госбанков.

Латвийский Norvik Banka вышел из сделки по покупке украинской "дочки" российского Сбербанка - ПАО "Сбербанк", которая была анонсирована в конце марта. Как сообщили "Апострофу" в Национальном банке Украины (НБУ), в настоящее время претендентами на покупку украинского "Сбербанка" являются Саид Гуцериев и Григорий Гусельников. Оба — граждане Великобритании и России. Первый подал документы в Нацбанк на согласование приобретения доли в ПАО "Сбербанк" 10 апреля 2017 года, второй – 14 апреля. "На рассмотрении в Национальном банке Украины находятся два пакета документов, поданных для согласования приобретения значительного участия в банке... Сейчас документы, полученные от Гуцериева С.М. и Гусельникова Г.А., зарегистрированы и находятся на обработке", - говорится в официальном ответе Нацбанка на запрос издания.


Кто покупает "Сбербанк"

Изначально для покупки украинской "дочки" Сбербанка РФ был создан консорциум в составе Norvik Banka и Саида Гуцериева (через неназванную белорусскую компанию). Гуцериеву в консорциуме принадлежали 55%, Гусельникову через Norvik Banka, в котором он является основным акционером, соответственно, - 45%. Позже стало известно, что покупку доли в ПАО "Сбербанк" Norvik Banka собирался осуществить путем обмена на российский "Вятка Банк", которым также владеет Гусельников.

После того, как Norvik Banka вышел из сделки, предполагаемая доля Григория Гусельникова в украинском Сбербанке сократилась до 22,5%, а доля Саида Гуцериева, соответственно, увеличилась до 77,5%.

Более того, из ответа НБУ на запрос "Апострофа" следует, что Norvik Banka вообще не подавал документы на согласование покупки доли в ПАО "Сбербанк". акет документов АО "Норвик Банк" (JSC Norvik Banka) для согласования приобретения значительного участия в банке не поступал в Национальный банк Украины", - говорится в письме регулятора.

Сделки не будет?

"Апостроф" ранее указывал на то, что оба потенциальных покупателя ПАО "Сбербанк" связаны с российским Бинбанком клана Гуцериевых, который близок к Кремлю, а Norvik Banka выглядела в этой сделке некоей ширмой, европейской "оберткой". Теперь же, когда ширма (или обертка) убрана столь поспешно, сделка вовсе может сорваться, считают эксперты.

Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса полагает, что выход Norvik Banka из сделки существенно ухудшил перспективы ее реализации. "Это может усложнить получение разрешения НБУ – какой-то непонятный гражданин (Саид Гуцериев), у которого нет банковского опыта, покупает банк, к тому же гражданин напрямую связан с Кремлем. Я бы на месте НБУ задумался и не давал бы разрешения", - сказал он в комментарии "Апострофу". При этом, по его словам, НБУ заинтересован в том, чтобы Сбербанк РФ ушел с украинского рынка, так как это снимет социально-политическую напряженность. По словам Фурсы, если сделка все же состоится, новые хозяева банка смогут сделать с ним все что угодно, в том числе "положить" его, "но это уже не будет проблемой Сбербанка".

Член Украинского общества финансовых аналитиков, главный финансовый аналитик РА "Эксперт Рейтинг" Виталий Шапран также считает, что выход из сделки латвийского банка ставит под угрозу ее осуществление. "Думаю, что без участия прибалтийского банка сделка будет маловероятной. Выясняется, что потенциальный покупатель сам вел операции с российским Сбербанком, как минимум, НБУ и АМКУ (Антимонопольному комитету Украины) потребуется дополнительное время для анализа таких операций. Поэтому я бы описал эту ситуацию как "сделка под угрозой", - сказал он изданию.

Но Нацбанк пока не решил, давать ли разрешение не сделку - по закону у него есть три месяца для рассмотрения поданных документов. "Во время рассмотрения пакета документов Национальный банк проверит, в частности, соответствие деловой репутации инвесторов требованиям, установленным в нормативно-правовых актах Национального банка Украины, их финансовое состояние и источники происхождения средств", - говорится в ответе НБУ "Апострофу".

Госбанки РФ уходят из Украины

Тем временем, другие российские государственные банки, в отношении которых в Украине также действуют санкции, собираются покинуть украинский рынок вслед за Сбербанком. По словам заместителя главы НБУ Екатерины Рожковой, потенциальных покупателей для своих украинских "дочек" нашли все банки РФ. При этом в Нацбанк уже поданы документы на согласование приобретения ПАО "Проминвестбанк" (ПИБ), которое является дочерней структурой Внешэкономбанка (ВЭБ). Ранее среди возможных покупателей банка называлась венгерская группа OTP, однако в последнее время эта информация не подтверждается. Кому приглянулся данный актив, НБУ не сообщает - известно лишь, что речь идет о двух гражданах Украины. По данным СМИ, на ПИБ положил глаз российский бизнесмен, выходец из Харькова Павел Фукс (помимо российского у него есть и украинское гражданство).

В банке ВТБ, который неофициально называют "банком Владимира Путина", еще в марте заявляли, что пока продать украинскую "дочку" не получается. По данным СМИ, это связано с тем, что потенциальные покупатели не готовы предложить за актив сумму, которую просит материнская компания - порядка $200 млн, они считают, что банк стоит не более $50 млн. ВТБ якобы нашел покупателя на вторую, более скромную "дочку" в Украине - БМ Банк, и эту сделку планировали закрыть до конца марта текущего года. Но не выгорело и здесь.

Ситуация сегодня складывается таким образом, что международные компании отказываются от покупки активов в Украине, которыми владеют российские госбанки. Украинский бизнес также пока не может похвастаться успехами на этом направлении – как писал "Апостроф", к украинскому Сбербанку проявлял изрядный интерес бизнесмен Александр Ярославский, а компании, связанные с Ринатом Ахметовым и Сергеем Тигипко, якобы, не смогли договориться о покупке "дочки" ВТБ. Зато все чаще в таких сделках заметен "российский след".

Тем не менее, если бизнесмен или финансовая группа, претендующие на покупку того или иного актива в Украине, с формальной точки зрения отвечают требованиям регулятора, даже если прослеживаются их возможные связи с Кремлем, они, скорее всего, получат разрешение на приобретение. "Есть критерии – если есть нормальный покупатель, вы ничего не сможете сделать, не к чему придраться, главное, чтобы все было по закону. Если по закону, то, увы, так и будет", - резюмировал Сергей Фурса из Dragon Capital.

Читайте также

Банковские тайны "Национального кэшбека": какие риски для украинцев

Раскрытие банковской тайны участников программы Национального кэшбека вряд ли представляет угрозу, но есть риск взлома

"Вовина тысяча": на что украинцы потратят новую помощь от властей

Помощь на 1000 гривен вряд ли улучшит экономическое положение украинцев, но позволит оплатить коммуналку и задонатить на ВСУ

Миру грозит новый финансовый кризис: что будет с помощью союзников Украине

Мировой финансовый кризис в ближайшее время возможен, для Украины он будет означать сокращение зарубежной помощи