Сотрудничество Украины с Международным валютным фондом на сегодня, по сути, "заморожено", а, значит, в ближайшее время наша страна рискует остаться без финансирования со стороны МВФ. "Апостроф" выяснял, насколько это сотрудничество критично для отечественной экономики, и что с ней будет, если злополучный транш не поступит в ближайшие несколько месяцев.
Украина в июне 2020 года получила первый и пока единственный транш в размере 2,1 миллиарда долларов в рамках программы финансирования stand-by Международного валютного фонда (МВФ) для нашей страны.
Эти деньги пришлись весьма кстати в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Однако они уже давно потрачены, а на новые транши в ближайшее время, похоже, рассчитывать не приходится.
Причин "заморозки" сотрудничества с фондом – несколько.
Вероятно, наиболее скандальная из них связана с решением Конституционного суда, который признал неконституционными положения антикоррупционного законодательства, в частности, касающиеся уголовной ответственности за недостоверное декларирование имущественного состояния госчиновников (помимо "заморозки" отношений с МВФ это решение также поставило под угрозу безвизовый режим с ЕС для украинских граждан).
Но это – далеко не единственная сложность в отношениях с фондом. Как ранее сообщали источники "Апострофа", в МВФ крайне недовольны тем, что значительная часть средств, предусмотренных на борьбу с коронавирусом, была перенаправлена на строительство дорог.
Есть и более мелкие препятствия, как, например, опасение, что Национальный банк Украины (НБУ) может утратить независимость, а также отсутствие бюджета на 2021 год (он пока принят только в первом чтении). Все это, так или иначе, пополняет "копилку" недоверия, которое руководство МВФ испытывает к нашей стране.
Надежды все меньше
Каковы же шансы Украины получить новый транш до конца 2020 года? И о какой сумме может идти речь?
"Насколько я себе представляю ситуацию, мы говорим о сумме в 700 миллионов долларов. Изначально был расчет на получение двух спаянных траншей (по 700 миллионов долларов), но сейчас, думаю речь идет только об одном транше на такую сумму, - сказал "Апострофу" исполнительный директор Международного Фонда Блейзера, советник президента Украины Олег Устенко. - Я думаю, что с высокой долей вероятности можно рассчитывать на получение транша либо в самом конце этого года, либо уже в начале следующего".
При этом он признал, что шансы получить транш в этом году, существенно ниже.
"Мы не теряем оптимизма, и, думаю, что шанс получить второй транш до Нового года все еще есть", - отметил в разговоре с изданием экономист, член совета НБУ Виталий Шапран. - Вместе с тем я допускаю, что транш может быть перенесен на первый квартал 2021 года - по объективным причинам, например, из-за коронавируса в этом году процесс принятия бюджета значительно растянулся во времени".
Фасад здания Верховной Рады Украины
По словам инвестиционного банкира и финансового аналитика Сергея Фурсы, в ближайшее время Украина транш не получит.
"Для этого нужно, чтобы Украина сделала несколько вещей, но пока ничего не сделано, и нет никаких предпосылок, что сделаем. На данном этапе все заморожено, и в ближайший месяц – точно нет (страна не получит транш, - "Апостроф")", - заявил он в комментарии "Апострофу".
В свою очередь, директор экономических и социальных программ Центра Разумкова Василий Юрчишин считает, что ни до конца этого года, ни в начале следующего второго транша МВФ Украина не получит.
В комментарии изданию он напомнил, что до сих пор не принят бюджет на 2021 год, а потому до конца года финансирования фонда ждать не стоит. "Можно предположить, что МВФ в очередной раз поверит нашему правительству, что бюджет будет сбалансированным, но, скорее всего, этого не будет", - добавил эксперт.
Юрчишин полагает, что в лучшем случае миссия фонда приедет в Украину в конце февраля – начале марта следующего года, "поэтому и в первом квартале 2021 года никакого транша не будет".
Отложенные проблемы
Но, если в ближайшее время финансирования со стороны МВФ не ожидается, каковы будут последствия этого для отечественной экономики?
По мнению Василия Юрчишина, важность траншей фонда несколько преувеличена. "Ненужно думать, что без них у нас будет коллапс", - заявил он.
При этом, по словам эксперта, если бы было больше содержательности в экономической политике украинского правительства, можно было бы "спокойно в сотрудничестве с МВФ переходить на формат консультаций, технической помощи, но без финансирования".
Однако есть и другие мнения.
"Главный вопрос – каким образом финансировать дефицит государственного бюджета", - заявил Олег Устенко. По его словам, Украине в отсутствие средств МВФ придется выходить на внешние рынки и одалживать деньги "под гораздо более высокие проценты".
Сергей Фурса согласен: "Реально дефицит бюджета огромный".
По его мнению, до конца года власти, вероятно, "как-то пропетляют, сократят все, что можно, но эта проблема будет перетягиваться в следующий год". "Плюс рано или поздно придется вводить второй локдаун, и на этом фоне потребность в средствах будет еще больше, а денег взять будет неоткуда", - добавил специалист.
Фурса считает, что в такой ситуации правительство, скорее всего, пойдет по пути размещения коротких (на несколько месяцев – "Апостроф") облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) при росте доходности по ним: "То, что мы сейчас с горем пополам закрываем дефицит бюджета, вылезет в следующем году".
Среди наиболее серьезных для экономики последствий "заморозки" сотрудничества с МВФ эксперт назвал девальвацию гривны, невыполнение бюджетом своих обязательств, а также значительные риски для системы здравоохранения, которая "может просто не выдержать нагрузки".
Не только МВФ
Сумма транша в 700 миллионов долларов, которые Украина надеется получить в обозримом будущем, не является, на самом деле, такой уж большой. Однако, на самом деле, речь идет не только о средствах МВФ.
По словам Олега Устенко, Украина сможет также получить доступ к финансированию со стороны других международных финансовых институций.
"Также разблокируется финансирование по тем принципиальным договоренностям, которые были у президента во время саммита в Брюсселе (состоялся 6 октября - "Апостроф")", - сказал он.
Действительно, решение МВФ о выделении очередного транша является своеобразным сигналом для других финансовых организаций. Кроме того, страна, находящаяся в программе сотрудничества с фондом, как правило, испытывает меньше сложностей с привлечением средств на внешних рынках, да и проценты по таким кредитам в этом случае меньше. И, наоборот, те государства, которые не имеют поддержки МВФ, рискуют занимать под очень высокие проценты, что значительно увеличивает долговую нагрузку. В случае с Украиной это достаточно рискованно.