Вчера Кабинет министров оперативно принял план мероприятий по имплементации соглашения по ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Такой шаг, по мнению премьер-министра Арсения Яценюка, должен показать ЕС серьезность намерений Украины и дать нашей стране шанс подать заявку на вступление в европейское сообщество. Принятый документ содержит более 500 мероприятий, которые Украине необходимо реализовать в разных секторах экономики, предусматривает подготовку документальной базы для торговли с ЕС в беспошлинном режиме, организацию «виртуального» реверса газа и присоединения к III энергопакету.
Три года на выполнение
Вчера правительство утвердило план мер по выполнению соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами (текст документа). Правительство берет на себя обязательства, что утвержденная «дорожная карта» будет реализована до 2017 года. В ходе обсуждения документа на заседании Кабинета министров Арсений Яценюк заявил, что до 2017 года соглашение должно быть «полностью имплементировано». Такие сжатые сроки его имплементации связаны с необходимостью адаптации украинского законодательства к европейским стандартам. «Для нас важно выполнить соглашение, показать, что Украина отвечает правилам Евросоюза, что мы действительно провели реформы,‒ заявил господин Яценюк.‒ Тем быстрее у нас появится шанс подать заявку на вступление в ЕС». Посол ЕС в Украине Ян Томбински, присутствовавший на заседании правительства, заверил, что Европа «пылко стремится и готова поддержать Украину в большой и сложной работе».
В то же время, по информации источника А` в правительстве, на самом деле утвержденный план не охватывает реализацию всего соглашения, а включает лишь тот объем, который можно осуществить в течение чуть более трех лет. «План предусматривает реализацию не полного объема соглашения – все будет происходить поэтапно»,‒ добавил собеседник А'. «Правительство утвердило набор мер, которые являются первоочередными и могут быть реализованы в первые три года. В соглашении есть некоторые обязательства, реализация которых растянута на 5-8 лет, и это невозможно сделать за три года»,‒ соглашается вице-президент Американской торговой палаты, участник переговорной группы по подготовке соглашения об ассоциации Тарас Качка. Как говорится в пояснительной записке к документу, 3 сентября правительство уже рассматривало соответствующий план мероприятий по имплементации соглашения, но отправило его на доработку. Нынешний вариант был повторно согласован с министерствами и другими органами власти. «Соглашение рассматривается как мощный двигатель экономических и социальных реформ, а их реализация будет содействовать стабильному развитию государства»,‒ говорится в пояснительной записке.
Вместе с тем, по сравнению с первоначальным вариантом документа, который в конце июля опубликовало Минэкономразвития, этот более конкретен и предусматривает четкие сроки выполнения поставленных задач. Сам документ содержит более 500 мероприятий, которые Украине необходимо реализовать в разных отраслях экономики. В частности, в разделе о торговле предусмотрено, что уже в октябре текущего года должны быть разработаны нормативно-правовые акты по выдаче сертификатов перемещения/происхождения товаров из Украины по форме EUR.1, разработан и введен в действие порядок предоставления и рассмотрения заявок на получение тарифных квот, а также механизм аннулирования экспортных пошлин.
Господин Качка отметил, что договоренности, достигнутые в Брюсселе 12 сентября о продлении торговых Украине преференций не учитывались в плане мер, поскольку еще не начали реализовываться. Напомним, что льготные условия экспорта товаров из Украины в ЕС действуют до 1 ноября. «Договоренности от 12 сентября на данном этапе и не должны быть учтены в плане. Это абсолютно разные вещи. Пока определяются лишь механизмы для распределения квот и отмены пошлин. Когда настанет время, эти механизмы будут применяться»,‒ поясняет Тарас Качка. Он также сообщает, что в ходе подготовки документа планировалось отложить вопрос о механизме распределения квот на 2015 год, поскольку сейчас они уже распределены и реализованы, но в результате решили не «затягивать». «У нас привыкли все принимать в последний момент. В данном случае поступили совершенно верно – решили не откладывать вопрос в долгий ящик и разработать механизм прямо сейчас»,‒ резюмирует эксперт.
Распределяй и властвуй
Раздел об экономическом и отраслевом сотрудничестве, в частности, предполагает подготовить до февраля 2015 года документальную базу для имплементации положений директивы 2009/73/ЕС и регламента 715/2009 ЕС. Этими документами предусматривается ведение норм III энергопакета, согласно которым функции поставок, добычи и транзита газа должны быть распределены между разными компаниями, а также предусмотрена возможность наладить систему «виртуального» реверса газа. Он заключается в том, что Украина сможет отбирать газ по договору с европейской компанией-покупателем из транзитного объема по системе замещения для покупателя. «Эти документы предусматривают, что газ на границе передается оператору. В данном случае, мы говорим о том, что “Газпром” передает газ “Укртрансгазу”, а он уже работает с операторами до конечного потребителя, что и дает возможность ”виртуального” реверса газа»,‒ поясняет А' директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский. Однако для этого, добавляет он, необходимо изменить контракт по транзиту газа между Украиной и Россией, а также еще порядка 40 контрактов РФ со странами Европы. «При этом Россия активно выступает против III энергопакета, и осложнений в двухсторонних отношениях вряд ли можно будет избежать»,‒ опасается эксперт.
По мнению президента Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаила Гончара, имплементацией этой директивы необходимо было заниматься сразу же после присоединения к Европейскому энергетическому сообществу в 2011 году. Поэтому сейчас по сути, Украина выполняет «старое домашнее задание»: «То, что правительство решило заняться этим вопросом, демонстрирует движение в правильном направлении. Но одно дело подготовить документальную базу и совсем другое ‒ имплементацию. Это займет достаточно много времени».
Кроме того, правительство планирует продвигаться в направлении создания «Механизма раннего реагирования» в энергетической сфере между Украиной и ЕС. По словам господина Гончара, речь идет об оперативном реагировании участников механизма на проблемы, которые возникают или могут возникнуть в энергетике. Планом мер уже в ноябре планируется назначить координатора и уполномоченных лиц для создания механизма. «Создание механизма без участия России является стратегической ошибкой. Природа этого вопроса трехкомпонентна. Россия ‒ поставщик, Украина ‒ транзитер, Европа ‒ потребитель. Это требует, чтобы система предупреждения о надвигающимся кризисе существовала в трехстороннем, а не в двухстороннем формате»,‒ отмечает Михаил Гончар. По его словам, механизм предупреждения был создан в 2009 году в двухстороннем формате – Россия-ЕС и фактически стал для РФ инструментом для манипуляций Евросоюзом. «Это давало возможность России инициировать запуск механизма раннего предупреждения, обвиняя Украину во всех смертных грехах, хотя она и не знает, что происходит в отношениях двух сторон,‒ поясняет он.‒ Здесь можно вспомнить, что Россия в конце 2009 года обвинила Украину в срыве транзита нефти в ЕС. Это было сделано при помощи простого телефонного звонка, после чего наступил ажиотаж, и все начали обвинять Украину. Хотя единственное, что сделала Украина – предупредила Россию о повышении тарифа на транзит нефти. Потом все прояснилось, но механизм сработал».
В то же время, если механизм будет предусматривать двухсторонний формат, то он также не будет работать полноценно, поскольку не будут задействованы все участники энергоресурсных потоков. «Думаю, что тут работает система европейской бюрократии. Мол, мы не будем рассматривать трехсторонний вариант, поскольку есть уже двухсторонний механизм работы с Россией и он базовый. К сожалению, по непонятным причинам, правительство Украины идет на такой вариант, хотя это в корне неправильно»,‒ добавляет господин Гончар.
Кредиты подешевеют
Государственная политика в сфере промышленности и предпринимательства будет направлена на то, чтобы обеспечить представительство Украины в Организации экономического сотрудничества и развития. Правительство берет обязательство осуществить это уже в течение 2015 года. Кроме того, за три года необходимо разработать и внедрить механизмы поддержки малого и среднего бизнеса и обеспечить предпринимателям доступ к кредитным ресурсам. Без стабилизации макроэкономических показателей этих целей достичь невозможно, уверен руководитель секретариата совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. Прежде всего, отмечает он, необходимо создать условия для получения долгосрочных кредитов, которые сейчас практически недоступны малому и среднему бизнесу, и сделать акцент именно на гривневых займах, чтобы в перспективе исключить валютные риски. В основном, пользуются краткосрочными кредитами ‒ до 1 года‒ для пополнения оборотных средства, под безумные процентные ставки ‒ около 22-25%. Этот фактор не дает возможности украинскому предпринимательству конкурировать с европейским бизнесом на равных условиях. «Кредитные ставки отображают ситуацию в экономике. До 3-5%, как в США, нам, конечно, еще далеко, но необходимо искать возможности для снижения ставок хотя бы до10-15%»,‒ считает господин Забловский.
Кроме того, добавляет и. о. президента Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав Быковец, помимо высоких кредитных ставок, получить займы невозможно из-за требований банков к предоставлению ликвидного залога. «Банкам невыгодно давать небольшие суммы кредита, поскольку пакет документов для предоставления кредита такой же, как и для большой суммы»,‒ говорит он.
Поэтому помимо поиска возможностей для снижения кредитных ставок, правительство наконец-то должно принять решение о создании государственного гарантийного учреждения, которое выступал бы гарантом погашения кредитов бизнесом. Правительственным документом предусмотрено, что до 2017 года будет создан Фонд кредитных поручительств на базе Украинского фонда поддержки предпринимательства. Кроме того, план мероприятий предусматривает необходимость создания единой информационной системы, которая, как предполагает господин Забловский, откроет доступ украинскому бизнесу к европейским проектам и программам. Создание инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства предполагает открытие бизнес-инкубаторов и технопарков. Все это, по словам господина Быковца, работало в Украине до 2011 года. Подобные структуры, оказывающие консультационные услуги, были созданы при поддержке США, но в итоге практически все они были уничтожены, констатирует господин Быковец.
Раздел, касающийся налогообложения, менее информативен. Обнародованный ранее вариант предполагал, в частности, включение мер по доведению удельного веса акцизного налога в розничной цене сигарет с 48% до 60% с суммой налога не менее 90 евро/1 тыс. шт. (сейчас 21 евро). Участники рынка пояснили А', что и не ожидали конкретики в этом документе. Эти нормы появятся, но после 2017 года. Сейчас в документе речь идет об освобождении от НДС и акцизного налога товаров, которые ввозятся физлицами, прибывающими из третьих стран, к августу 2016 года. Это предусмотрено Директивой 2007/74/ЕС. В самой Директиве говорится о том, что «количественные ограничения и денежные пороги, которым подчиняются исключения, должны соответствовать современным потребностям стран-членов». Кроме того, план мер предполагает постепенную реструктуризацию системы налогообложения продуктов энергии и электроэнергии. «Этот документ ‒ не обязательства, а возможность для Украины. По сути, нам дают лопату, но не учат копать, мы должны сделать это сами»,‒ считает Андрей Забловский.