Украина стала еще на один шаг ближе к членству в Европейском Союзе — страны ЕС отменили все ограничения на отечественный экспорт, которые действовали даже в рамках зоны свободной торговли с Евросоюзом. Ввозные пошлины также сняли Великобритания и Канада. Кроме того, Украина заполнила вторую часть анкеты для получения статуса кандидата в члены Евросоюза. "Апостроф" выяснял, как это поможет украинскому бизнесу, и какие на сегодня есть барьеры для поставок отечественной продукции на европейские и мировые рынки.
Великобритания задает тон
Помощь западных демократий Украине не ограничивается только поставкой оружия. Осознавая, что война, сопровождающаяся человеческими потерями, разрушением инфраструктуры, утратой территорий и блокадой морских портов, наносит большой урон украинской экономике, партнеры принимают меры для того, чтобы поддержать нашу страну. Причем, помимо прямых денежных вливаний, пополняющих государственный бюджет, страны Запада делают шаги, позволяющие украинской экономике лучше работать и экспортировать больше собственной продукции.
Так во время недавнего визита в Украину премьер-министра Канады Джастина Трюдо стало известно, что Оттава решила на год отменить все ввозные пошлины на украинские товары.
Однако первой с подобной инициативой выступила Великобритания,объявившая о снятии всех пошлин и квотных ограничений на любые украинские товары. Таким образом, украинские экспортеры получили свободный доступ на рынок Альбиона. При том, что, в отличие от Канады, с Великобританией у Украины пока нет зоны свободной торговли.
Вскоре эту инициативу поддержал и ЕС. Еврокомиссия объявила об отмене на год всех ограничений на импорт в страны союза украинских товаров. Речь идет обо всех промышленных пошлинах, аграрных пошлинах и квотах, системе входных цен, антидемпинговых пошлинах и защитных пошлинах.
В течение ближайшего года Украина будет работать фактически в режиме общего рынка с европейскими странами, что позволит отечественным производителям активизировать экспортные операции. Важность этого события трудно переоценить, так как ЕС является основным торговым партнером Украины. В прошлом году на него пришлось 39,5% внешней торговли. Экспорт украинских товаров в ЕС составил 26,7 миллиарда долларов.
К тому же принятое решение будет способствовать оживлению торговли не только со странами Евросоюза.
"Учитывая, что ЕС является главным торговым путем для всего украинского экспорта, такое решение позволит развивать логистику на третьи страны. Это важная поддержка для всей украинской экономики", - отмечает первый вице-премьер - министр экономики Украины Юлия Свириденко.
По ее мнению, такой режим содействия украинскому экспорту будет выгоден не только Украине, но и другим странам. Ведь мир уже начинает ощущать последствия прекращения украинского экспорта аграрной продукции. Возрастают цены на продукты, во многих странах ожидается дефицит продовольствия. Следовательно, оживление украинского экспорта позволит смягчить эти проблемы.
"Но главное – такое решение уже сейчас поощряет украинский бизнес интегрироваться во внутренний рынок ЕС, не дожидаясь политических решений о членстве в ЕС", - говорит Юлия Свириденко.
Такая форма помощи, которая позволяет Украине не ждать финансовых вливаний Запада, а самостоятельно зарабатывать деньги, создавать рабочие места, наполнять собственный бюджет, получила значительную поддержку среди европейских политиков. И среди них уже раздаются голоса, которые предлагают не ограничивать время действия введенных стимулов, а сделать их постоянными.
В поддержку такого решения, в частности, высказался премьер-министр Словакии Эдуард Хегер.
"Искренне поддерживаю предложение Валдиса Домбровскиса (европейского комиссара по вопросам торговли - "Апостроф") о снижении до нуля таможенных тарифов для импорта из Украины в год. Это было одним из пунктов словацкого плана для Украины, который я представил на саммите в Версале. Но не в год, а навсегда", – написал он в Twitter.
Во всяком случае, ограничения снимают уже сейчас, а у европейских политиков и чиновников есть еще год для того, чтобы подумать над тем, стоит ли их возобновлять.
Мед, крахмал и помидоры
Какие же ограничения снимает для нас Европа, и какие отрасли украинской экономики от этого выиграют больше всего?
"Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом предусматривает, помимо прочего, также внедрение зоны свободной торговли с Украиной, - напоминает доцент Киевской школы экономики Олег Нивьевский. - Однако по результатам переговоров из этой зоны сделаны исключения для целого ряда товаров, преимущественно продуктов сельского хозяйства. С этих товаров не только взимается пошлина, но и введены квоты - предельные объемы поставок этих товаров в Европу".
Как рассказал "Апостофу" координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман, исключения из свободной торговли преимущественно касались обработанной сельскохозяйственной продукции, которая имеет более высокую добавленную стоимость, в то время как самое простое сырье можно было экспортировать без ограничений.
"Это приводило к тому, что украинские производители продавали в Европу определенные квотами объемы продукции за первые месяцы года, а затем должны были ждать начала следующего для того, чтобы получить возможность поставок новых партий, - говорит эксперт. - Как результат, Украина использовала свой экспортный потенциал не на полную мощность, теряя при этом доходы и рабочие места".
К примеру, квота на экспорт фруктовых соков составляла 20 тысяч тонн в год. И украинские производители уже в нынешнем году ее полностью закрыли. Также уже поставлены в Европу определенные квотой 7800 тонн ячменной крупы и муки, 10 тысяч тонн обработанных томатов и 10 тысяч тонн крахмала.
Украина является одним из самых крупных поставщиков меда в мире. И свою квоту в 6 тысяч тонн отечественные пчеловоды заполнили всего за два месяца нынешнего года.
Теперь все эти ограничения сняты, и наши производители получат возможность торговать своими товарами в Европе без ограничений и преград.
"Это даст мощный толчок украинским перерабатывающим предприятиям, – говорит Олег Гетман. – Позволит им увеличить производство и создать новые рабочие места. Также можно ожидать инвестиций в создание новых производственных мощностей в случае, если имеющиеся не будут справляться со спросом".
Как все это довезти
Однако слишком бурно праздновать введение общего рынка с Евросоюзом все же рано. Ведь, к сожалению, Украина производит достаточно мало высокотехнологичной продукции. Основные товары нашего экспорта – металл и продукты питания – отличаются от микрочипов тем, что много весят и занимают много места.
Следовательно, сразу после снятия таможенных барьеров возникает вопрос о том, как доставить все эти товары покупателям. Традиционно основными "торговыми воротами" страны являлись морские порты, через которые можно было быстро пропускать значительные объемы грузов. Однако сегодня все украинские порты либо оказались в оккупации, либо заблокированы с моря российским военным флотом.
Поэтому сейчас осуществлять экспорт товаров можно только по сухопутным путям через западную границу. И это порождает огромное количество логистических проблем. Ведь железнодорожные и автомобильные пути не способны принять сегодня все ранее вывозимые кораблями грузы.
"Очень хорошо, что мы успели в 2018 году закончить строительство Бескидского тоннеля (через украинские Карпаты между Львовской и Закарпатской областями), – говорит бывший министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. – Это дало возможность вдвое увеличить пропускную способность железной дороги в западном направлении. Однако этого все равно недостаточно".
К тому же война диктует определенную иерархию приоритетов в перевозках. В первую очередь железная дорога перевозит военные грузы. За ними идут гуманитарные грузы, предназначенные для обеспечения основных потребностей населения. И только в третью очередь – товары, предназначенные для бизнеса и торговли.
"Таким образом, сегодня возможности железной дороги по перевозке зерна составляют около 1 миллиона тонн в месяц, тогда как аграрии готовы поставлять на мировой рынок 6-7 миллионов тонн", - говорит Владимир Омелян.
Барьерами, которые значительно замедляют движение грузов по железной дороге, являются также несовместимость "советской" колеи в Украине и "европейской", которую используют все наши западные соседи, а также отсутствие достаточного количества логистических складов на границах с европейскими государствами.
"На сегодняшний день для провоза товаров через границу существует только один участок пути "советского" стандарта, который заходит на территорию Польши на 80 километров, также несколько отрезков "европейской" колеи у границ Украины, - рассказывает Омелян. - Их нужно срочно ремонтировать и приводить в порядок. Это можно сделать в достаточно сжатые сроки, и таким образом значительно ускорить товарооборот между Украиной и Европой. Также есть надежда, что сотрудничество "Укрзализныци" с немецкой Deutsche Bahn позволит улучшить логистику перевозок".
Более долгосрочные проекты, по мнению эксперта, должны предусматривать прокладку пути "европейской" ширины до Львова, а со временем и до Киева. Это позволит провозить поезда вглубь страны без значительных задержек.
Из-за ограниченности ресурса железной дороги растет спрос на перевозку коммерческих товаров автомобильным транспортом. Однако здесь возникают свои проблемы. В первую очередь сказывается нехватка транспортных средств, в первую очередь, зерновозов и бензовозов.
"Кроме того, мы видим огромные очереди у автомобильных пунктов пропуска, - говорит Владимир Омелян. - И это не удивительно, поскольку таких пунктов очень мало. Для сравнения: Польша, на момент вступления в ЕС, имела на границе с Германией около 80 пунктов. В в то же время на украинско-польской границе, имеющей примерно такую же длину, всего 10 пунктов пропуска. Конечно же, это сильно ограничивает возможности транзита грузов".
По мнению эксперта, для решения этих проблем правительству следует двигаться по двум основным направлениям. В первую очередь, нужно увеличивать количество пунктов пропуска. Строительство ответвлений дорог к новым точкам пересечения границы можно осуществить довольно быстро. Укомплектовать новые таможни можно сотрудниками, которые раньше работали на восточной границе и сейчас остались без работы.
Второе направление – увеличение пропускной способности уже имеющихся переходов за счет усовершенствования процедур.
"Необходимо проводить работу с польскими, словацкими, румынскими партнерами для введения совместного досмотра автомобилей, что значительно сократит формальности и позволит ускорить движение транспорта через границу", - говорит экс-министр.
Еще один евростимул
Безусловно, даже если пропускная способность украинской западной границы значительно увеличится, это не снимет всех проблем. Транспортировка грузов по железной дороге и автомобильным транспортом существенно дороже, чем по морю. И поэтому, к сожалению, отечественные производители будут терять часть своих доходов, по крайней мере до того времени, когда снова получат возможность использовать порты.
Сложилась парадоксальная ситуация. Несмотря на то, что мировой рынок уже начал ощущать дефицит зерна, что приводит к удорожанию продукции, украинские продавцы вынуждены снижать отпускные цены.
"Это происходит из-за значительного роста транспортных расходов, – объясняет Олег Нивьевский. – Основные рынки сбыта украинского зерна находятся в странах Азии и Северной Африки. Доставка товара туда морем обходится примерно в 30 долларов за тонну. Однако сейчас, когда зерно необходимо сначала фурами довезти до одного из европейских портов, а затем перегрузить на судно, цена транспортировки выросла до 100-120 долларов за тонну. Эта разница отнимается от цены, за которую украинские аграрии продают свой товар, что приводит к значительному снижению их доходов".
Впрочем, несмотря даже на такие неприятности, полное открытие европейских рынков для украинских товаров создает принципиально новые возможности для бизнеса и станет стимулом новых инвестиций в переработку аграрного сырья. А усовершенствование логистики позволит со временем снизить транспортные расходы и укрепить торговые связи с западными соседями, что станет дополнительным стимулом для скорейшего принятия Украины в ЕС.
Поэтому можно еще раз констатировать, что владимир путин вновь всех переиграл, включая самого себя, став едва ли не главным евроинтегратором Украины. Правда, заставив украинский народ платить очень высокую цену за право быть неотъемлемой частью свободного мира.