Французская энергетическая компания Engie хочет расширить свое присутствие на газовом рынке Украины, в частности через проекты, связанные с газодобычей. Поможет ли приход в Украину Engie и других крупных игроков выполнить амбициозный план по добыче газа, выяснял "Апостроф".
В конце октября премьер-министр Владимир Гройсман провел встречу с главой французской компании Engie Изабель Кошер, в ходе которой обсудил готовность энергетического гиганта "всесторонне содействовать развитию нефтегазового сектора Украины, в том числе созданию гибкого рынка газа". По данным правительства, на сегодня Engie обеспечивает до 20% поставок газа в страну по западным направлениям (с конца ноября 2015 года Украина перестала закупать топливо в России, в связи с чем на сегодня поставки осуществляются только по западному направлению). Однако сотрудничество с французской компанией может выйти за рамки газопоставок. "Наша цель в Украине – углублять сотрудничество, чтобы в конце концов Украина стала экспортером и поставщиком газа", - отметила по итогам встречи глава Engie.
Впрочем, вероятно, у Engie пока конкретных планов по работе в Украине в области газодобычи нет. По крайней мере, в Министерстве энергетики и угольной промышленности о них ничего не знают. В ответе на официальный запрос "Апострофа" ведомство сообщило, что "не владеет информацией о предложениях компании Engie по поводу добычи газа в Украине".
Рост есть
В любом случае сокращение объема импорта газа и превращение Украины в энергонезависимую страну напрямую зависят от увеличения собственной добычи. По расчетам правительства, Украина за пять лет может стать экспортером газа. По оперативным данным ПАО "Укртрансгаз", добыча газа в Украине в январе-октябре 2017 года составила почти 17,3 млрд куб. м, что на 3,9% больше чем за аналогичный период прошлого года.
Львиная доля газодобычи приходится на государственную компанию "Укргаздобыча", за 10 месяцев текущего года компания обеспечила добычу на уровне 12,66 млрд куб. м (+4,2% к аналогичному периоду 2016 года). "Укрнафта" (50%+1 акция компании принадлежит НАК "Нафтогаз Украины", около 42% акций – группе "Приват"), наоборот, обвалила добычу – на 14,2%. Результат компании за отчетный период – 931,3 млн куб. м. Другие компании увеличили объемы добычи на 8,9%, но на их долю приходится всего 3,7 млрд куб. м добытого газа (чуть более 20% от общего объема).
Следует также отметить, что в 2017 году растет не только добыча, но и импорт газа. В январе-октябре объем закупки составил 11,78 млрд куб. м, что на 49,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Практически столько же Украина импортировала за весь 2016 год.
"Апостроф" ранее подробно писал о планах правительства по наращиванию объемов газодобычи. В 2017 году добыча газа должна составить 20,3 млрд куб. м, в 2018-м – 22,5 млрд куб. м, в 2019-м – 25,2 млрд куб. м, в 2020-м – 27,6 млрд куб. м.
Если в оставшиеся месяцы темпы добычи не упадут, планы Кабмина на текущий год выглядят вполне реализуемыми. Что касается последующих лет, то с этим могут возникнуть определенные проблемы.
Ненастоящая реформа
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что программа Кабмина по наращиванию добычи газа к 2020 году до 27,6 млрд куб. м выполнена не будет.
"Я думаю, что потолок для внутренних игроков на рынке газодобычи достаточно ограничен, они могут до 2020 года максимум нарастить до 23 млрд куб. м. Для того, чтобы более эффективно использовать наши ресурсы, нужно, чтобы были нормальные инвестиционные условия, чтобы сюда пришли крупные игроки мирового уровня", - сказал он в комментарии "Апострофу".
Однако далеко не факт, что крупные международные компании готовы заниматься газодобычей в Украине.
"Что касается возможностей (нарастить добычу, – "Апостроф"), то они есть – технологические, геологические и другие. И единственное, что сдерживает, - очень высокие риски для инвесторов, в первую очередь связанные с очень низким качеством государственного управления и неэффективной правовой системой. Поэтому рассчитывать на сегодня, что в Украину, в частности, в газодобычу, пойдет большой поток крупных инвесторов, с моей точки зрения, преждевременно", - подчеркнул эксперт.
При этом приход реальных инвесторов в газовый сектор затруднен тем, что реформа отрасли, о которой так любят говорить в НАК "Нафтогаз Украины", проведена не была. Вместо этого были просто подняты тарифы на газ, а НАК стала еще большим монополистом, чем прежде, сказал "Апострофу" источник, знакомый с ситуацией на рынке.
"Нафтогаз" подменил реформу газового рынка повышением тарифов. Вместо либерализации рынка добычи и продажи они усилили позиции НАК как монополиста – через "Укргаздобычу" в добыче и "Газ Украины" – в продаже. Конкурентов уничтожили запретом доступа в баланс продажи газа, высокими рентными платежами, давлением правоохранительных органов", - сказал собеседник издания.
Крупный инвестор не придет
Другие эксперты, опрошенные "Апострофом", также считают, что такие компании, как Engie, могут способствовать существенному увеличению общих объемов газодобычи в Украине. Вместе с тем, существуют значительные риски, которые препятствуют приходу в страну крупных игроков.
Директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев напомнил, что у Украины есть достаточно негативный опыт работы с крупными иностранными компаниями, такими, как Shell и Chevron.
"Того количества всевозможных разрешений и согласований, которые необходимо получать добывающим компаниям, нет ни в одной стране мира. Если я не ошибаюсь, чтобы начать газодобывающий бизнес с нуля, нужно получить 44 разрешения в 16 органах власти. Кроме того, у нас самая высокая рентная плата за добычу газа среди всех европейских стран – в несколько раз выше, чем в среднем по ЕС. И, естественно, что в таких условиях, когда дело доходит до реального подписания соглашения, в дело вступает прагматизм (со стороны компаний, – "Апостроф")", - сказал эксперт изданию.
Вместе с тем, по его словам, в случае устранения всех этих бюрократических препон, иностранные компании могут активно работать на украинском рынке, способствуя увеличению объемов газодобычи. Более того, специалист считает: если все эти препятствия будут сняты, местные компании смогут значительно увеличить добычу газа.
Президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар также сомневается, что в ближайшее время стоит ожидать прихода в газодобычу крупных энергетических компаний.
"Не думаю, что крупные компании сейчас будут бежать в Украину, скорее всего, будут приходить небольшие и средние компании. Так или иначе, мы относимся к странам с высоким уровнем риска – и по причине того, что страна находится под иностранной агрессией, и по причине инвестиционного климата", - сказал эксперт в комментарии "Апострофу".
В связи с этим, по его словам, Engie может стать неким "приятным исключением". "Если сейчас они хотят прийти еще и в добывающий сектор, то, в принципе, было бы неплохо", - отметил эксперт. Вместе с тем он напомнил, что компания имеет партнерские отношения с российским "Газпромом", в том числе по проекту "Северный поток-2".
"Надо поощрять компании, которые предпочитают работать в Украине, но при этом учитывать их сотрудничество с компаниями страны-агрессора", - сказал эксперт.