Россия в обмен на экономические льготы может потребовать от Беларуси сократить поставки нефтепродуктов и сжиженного газа в Украину. Наша страна будет неготова быстро переориентироваться на новые рынки, в связи с чем такой сценарий несет в себе потенциальную угрозу. "Апостроф" разобрался, все ли так трагично, и что нужно сделать, чтобы в стране не образовался дефицит горючего.
Россия готова продолжать оказывать финансовую и иную помощь Беларуси, но взамен требует от нее понизить уровень сотрудничества с Украиной, сообщают СМИ. В частности, речь идет о поставках нефтепродуктов и сжиженного газа в Украину.
Беларусь не только получает от России кредиты (формально от Евразийского фонда стабилизации и развития, который финансируется в основном РФ), но и покупает по льготным ценам энергоносители, в частности, газ. Кроме того, Беларусь в России покупает нефть, также на льготных условиях, перерабатывает ее на своих НПЗ, после чего значительная часть получаемых нефтепродуктов идет на экспорт, а доходы от него пополняют белорусский бюджет. Время от времени, когда Минск начинает показывать характер или слишком рьяно заигрывать с Западом, Москва нажимает на "мозоли" - либо прекращает поставки нефти, либо выставляет счета за газ по завышенным ценам, либо замораживает выделение кредитов. Либо использует все рычаги влияния одновременно. Рано или поздно конфликты решаются. Но Беларуси, чтобы сохранить льготные условия экономического сотрудничества с РФ, каждый раз приходится в чем-то уступать своему щедрому, но грозному восточному соседу.
Не секрет, что Беларусь оказалась в выигрыше от ухудшения отношений Запада и Украины с одной стороны и Россией – с другой. Это касается и продуктовых санкций (одни только "белорусские" креветки чего стоят!), и переориентации авиасообщения в Москву из Киева на Минск, и, конечно же, поставок нефтепродуктов и автогаза в Украину.
Себе же хуже
По словам директора специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, в 2017 году Украина получила из Беларуси три четверти (77%) всего импорта бензина, 44% импорта дизельного топлива, четверть импорта автогаза. При этом соотношение собственного производства и импорта в Украине по бензину составляет 35% против 65%, дизтоплива – 12% против 88%, автогаза – 25% против 75%.
В разговоре с "Апострофом" эксперт напомнил: президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что поставки нефтепродуктов будут поставляться в Украину при любом раскладе. Кроме того, отметил он, поставки в Украину приносят Беларуси "несколько миллиардов долларов в год, и от них вряд ли кто-то захочет отказаться".
Как рассказал изданию аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко, на сегодня бензин в Украину из России практически не поступает, в том время как Беларусь – главным образом Мозырский нефтеперерабатывающий завод - является одним из главных поставщиков на отечественный рынок. При этом, добавил специалист, половина предприятия принадлежат россиянам (компании "Славнефть", принадлежащей на паритетных началах "Газпром нефти" и "Роснефти" - "Апостроф"). "Даже проставляя белорусский ресурс в Украину, зарабатывают российские компании", - отметил он.
Таким образом, сокращение объемов поставок нефтепродуктов в Украину из Беларуси невыгодно российским госкомпаниям. "В поставках нефтепродуктов в Украину заинтересованы российские акционеры, которые вряд ли захотят отказаться от валютных поступлений", - заявил Геннадий Рябцев.
Александр Сиренко согласен: "Если таким образом (сократив поставки в Украину из Беларуси - "Апостроф") они хотят сами себя наказать, то тогда – пожалуйста". Хотя и признает, что от России "можно ожидать чего угодно".
Совпадение?
Вместе с тем, на украинском рынке доля бензина сокращается, а доля пропан-бутана (автогаза) растет, так как газ существенно дешевле, а автомобильные двигатели достаточно легко переоборудовать под этот вид топлива. "Чем дороже нефть, чем дороже бензин, тем интереснее сжиженный газ. Поэтому этот рынок и растет на 10% каждый год, а бензины теряют на ту же величину", - пояснил Александр Сиренко.
Эксперт рассказал, что в России есть пять основных производителей сжиженного газа, и с мая 2017 года российская Федеральная служба по техническому экспортному контролю (ФСТЭК) ограничила его поставки в Украину всем, кроме "Роснефти". Вскоре после этого в Украине возник дефицит автогаза и, как следствие, рост цен на него. Примерно через месяц ситуация нормализовалась. "Другие компании нашли пути обхода запрета – изменили маршруты и начали "ездить" через Беларусь, а некоторые объемы пошли даже через Польшу", - отметил Александр Сиренко.
Он также рассказал, что на прошлой неделе ФСТЭК разрешила компаниям "Лукойл" и "Газпром-Газэнергосеть" поставлять в Украину сжиженный газ (а также дизельное топливо). "И уже первая партия растаможилась и зашла на украинскую станцию", - добавил Сиренко. При этом он заявил, что не готов утверждать, что это каким-то образом связано с возможным ограничением поставок из Беларуси.
В разговоре с "Апострофом" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн также подтвердил выдачу новых разрешений российским компаниям на поставки в Украину. "Я думаю, что из-за этого поток из Беларуси снизится сам собой, так как часть газа пойдет по прямой", - сказал он.
Нужна диверсификация
Как уже было сказано выше, компании находят пути обхода запретов на поставки в Украину. Это касается не только российских, но и белорусских поставщиков. "Если посмотреть официальные отчеты белорусских НПЗ, то нефтепродукты не поставляются в Украину, они поставляются на Британские острова, а, точнее, на Британские Виргинские Острова, а также на Остров Мэн, в Белиз (популярные офшоры – "Апостроф") и иже с ними. И под этим соусом все эти компании благополучно уходят от запретов, если вдруг они последуют", - рассказал Геннадий Рябцев.
Однако риски, связанные с прекращением поставок нефтепродуктов, произведенных из российского сырья, в первую очередь, со стороны Беларуси, безусловно, есть. "У нас, к сожалению, диверсификация недостаточная, а также недостаточные объемы запасов, чтобы быстро отреагировать на такие действия (по сокращению или полному прекращению поставок со стороны Беларуси – "Апостроф")", - говорит эксперт.
Что, в таком случае, следует делать Украине? Диверсифицировать поставки. Тем более, что ситуация на мировых рынках это позволяет.
"Здесь вопрос – на что переориентироваться, найдется ли ресурс на свободном рынке? Думаю, что найдется", - отмечает Геннадий Рябцев. По его словам, по нефтепродуктам Украина может переориентироваться на продукцию польской нефтеперерабатывающей компании PKN Orlen, азербайджанской нефтегазовой компании SOCAR, а также румынских производителей.
Сергей Куюн согласен: "На Беларуси свет клином не сошелся. Это - крупный поставщик, но у нас есть возможности обойтись и без него. Рынок открыт".