Налоговая реформа в Украине проходит медленно, несмотря на декларируемые властью шаги в этом направлении. Главным образом ее тормозят неэффективная работа государственных учреждений, отсутствие государственной стратегии экономического развития, коррупция и большая доля теневой экономики. К таким выводам пришли 30 экспертов, опрошенных Международным центром перспективных исследований (МЦПИ) в рамках проекта "Анализ качества проводимых реформ и их межсекторального воздействия". Эксперты также согласились, что в конечном счете реформа должна сопровождаться реорганизацией фискальной службы, которая сегодня все больше выполняет контрольные, а не сервисные функции.
Правительство объявило о старте налоговой реформы в марте. Результатом полугодичной работы стала представленная в сентябре презентация направлений налоговой реформы. С того момента в течение почти трех недель Кабинет министров так и не подготовил комплексного законопроекта с предлагаемыми изменениями. Взамен стали появляться альтернативные проекты от депутатского корпуса. В частности, свои варианты реформы уплаты Единого социального взноса и налога на доходы физлиц подготовили члены комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики, которые были не согласны с предложениями Минфина.
Эксперты скептически оценивают и темп реформ, и предложения правительства. Об этом свидетельствуют результаты опроса "Оценка проведения налоговой реформы", проведенного МЦПИ. В общей сложности было опрошено 30 профильных экспертов со всей Украины. Больше половины (56%) пришли к выводу, что налоговая реформа в Украине идет медленно. Еще 12% считают, что темп реформ недостаточно высокий. Кроме того, 32% опрошенных выбрали варианты ответа, которые в большинстве случаев негативно характеризуют темпы реформирования. "Большинство респондентов отметили, что реформа не проводится вообще, а происходит ее имитация. Все изменения, которые были приняты, — это корректировка действующей налоговой системы", — комментирует результаты опроса экономист МЦПИ Ангела Бочи.
Говоря об уже проделанной властями работе, наиболее провальными инициативами эксперты назвали введение НДС-счетов, 5%-й акциз с розничной торговли, дополнительный импортный сбор и увеличение ставок ренты. К негативным факторам также отнесли промедление с созданием службы финансовых расследований, увеличение налоговой нагрузки на сельское хозяйство и настойчивые попытки ввести регистраторы расчетных операций для малого бизнеса. В сфере реформирования налогового законодательства успешными шагами респонденты считают сокращение количества налогов и сборов, гармонизацию налогового и бухгалтерского учета, введение прогрессивной шкалы налогообложения физлиц.
Основным препятствием на пути реформы эксперты называют неэффективность работы государственных учреждений. Так считают 72% опрошенных. В список преград эксперты также добавили такие факторы, как отсутствие государственной стратегии экономического развития, коррупцию и высокую долю теневой экономики. Вместе с тем, эксперты считают, что политическая нестабильность и проведение антитеррористической операции на Донбассе не служат оправданием низкому темпу реформ.
По мнению члена комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Михаила Кобцева ("Блок Петра Порошенко"), начав налоговую реформу, правительство не дало обществу и бизнесу посыл относительно того, в каком направлении будет развиваться страна — аграрный сектор, высокотехнологичные проекты, ИТ или машиностроение. "Сегодня нет четкой концепции. Все наши потуги могут вылиться в большой пшик. Поэтому изначально нужно определить стратегию и только потом под нее подбирать процентные ставки и компенсаторы для бюджета", — уверен господин Кобцев.
Комментируя результаты исследования МЦПИ, эксперты акцентировали внимание на неэффективной работе госорганов. Как отметила член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова ("Самопомич"), все даже самые передовые инициативы, которые будут в конечном счете приняты, могут быть нивелированы без реформы фискальных органов. В этом смысле, по мнению президента Ассоциации налоговых советников Ярослава Романчука, стоит вернуться к идее ликвидации Государственной фискальной службы. "Мы предлагали создать две палаты — налоговую и таможенную, с подчинением Минфину", — говорит господин Романчук. По мнению эксперта, на основе районных налоговых инспекций можно создать сервисные офисы, которые бы выполняли не контролирующие, а консультативные услуги. Тогда как функции аудита и контроля можно передать на областной уровень, полагает эксперт.
Причем, как отметила Татьяна Острикова, налоговый комитет готов поддержать идею, чтобы на местах районные подразделения фискальной службы остались в качестве центров обслуживания налогоплательщиков с ограниченным набором функций. Впрочем, уже сейчас, по мнению нардепа, важно добиться от исполнительной власти замены руководящего состава как в налоговых, так и в таможенных подразделениях на местах. "За все время работы новых руководителей ГФС не было проведено ни одного конкурса, не назначено ни одного нового руководителя. Просто перетасовывается колода", — объясняет госпожа Острикова. Нардеп отметила, что разорвать эту практику можно, уволив всех старых работников, набрав на их место новых людей на конкурсной основе.
Конечно, нет гарантий, что к замечаниям экспертов правительство прислушается. Как отметил Ярослав Романчук, сегодня у власти нет ни политической воли, ни единого центра, способного осуществить реформу. Хотя, по мнению эксперта, никаких глобальных усилий для формирования прогрессивного налогового законодательства совершать не нужно: "Никакого велосипеда мы не придумаем. В мире все давно придумали. Нужно выбрать стратегию, которая подойдет Украине".