Вскоре после начала войны правительство Украины приняло ряд решений по снижению налоговой нагрузки на бизнес для стимулирования экономики. Однако по прошествии полутора месяцев большинство налоговых льгот решили отменить. "Апостроф" разбирался, с чем это связано, и к чему может привести.
От пяти до двух
Одним из наиболее важных факторов победы в войне является стабильная работа экономики, которая позволяет правительству получать ресурсы на снабжения армии и закупки вооружений. Для того чтобы облегчить жизнь предпринимателям, Верховная Рада в марте приняла изменения в налоговое законодательство, которыми разрешила предприятиям с годовым оборотом до 10 миллиардов гривен перейти на упрощенную систему налогообложения.
При этом размер единого налога был понижен с 5% до 2%. А решение о том, переходить ли на "упрощенку", или оставаться на общей системе налогообложения, оставалось за самими предприятиями.
С того времени уже прошло более месяца, и уже можно оценить первые результаты применения таких мер. По словам координатора экспертных групп Экономической экспертной платформы Олега Гетмана, сокращение единого налога было одобрительно встречено ФОПами, которые и раньше работали на упрощенной системе. Для них сокращение налога с 5% до 2% стало значительным облегчением.
Однако перейти на единый налог решила относительно небольшая часть предпринимателей.
"От перехода на новую систему отказались крупные предприятия энергетического сектора, а также большинство торговых сетей, – говорит Гетман. – Вышло так, что в начале производственных цепочек (электроснабжение) и в конце (розничная торговля) оказались предприятия, работающие на общей системе налогообложения. Поэтому большинство бизнесов, которые сотрудничают с ними, также решили остаться на общей системе, чтобы слишком не усложнять администрирование налогов. Таким образом, в целом возможностью перехода на упрощенное налогообложение решили воспользоваться лишь около 10% ООО и 20% ФОП".
Кроме того, практика использования упрощенного налогообложения показала главный недостаток налога с оборота, о котором предупреждали экономисты. Этот налог ставит в неравное положение производителей сложной высокотехнологичной продукции и импортеров. Ведь он взимается на каждом этапе производства и накапливается в конечной продукции.
Например, если по пути от сырья к конечному изделию товар пять раз переходит из рук в руки, и каждый раз при этом взимается налог в 2%, то в конечной цене продукции он составит 10% (на самом деле это не совсем так, поскольку на каждом производственном этапе цена полуфабриката разная, но важен сам принцип - чем сложнее технология, тем больше будет процент налогообложения). В то же время, у импортера технологическая операция одна – завез товар и продал его в Украине, заплатив всего 2% налога.
"Конечно же, в последнее время значительное количество импортеров воспользовались возможностью перейти на единый налог, - говорит Олег Гетман. - И это значительно искривило ситуацию на внутреннем рынке, поскольку сделало многие импортные товары дешевле аналогичных украинских. И это нанесло потери отечественным производителям".
"Евробляхи 3.0" - танцы на граблях
Еще одним решением властей в экономической сфере стало введение упрощенного порядка ввоза транспортных средств. При этом правительство очевидно руководствовалось благими намерениями. Вооруженные силы во время войны испытывают огромную потребность в автотранспорте. К тому же многие машины были повреждены и уничтожены в ходе боевых действий. Чтобы облегчить восстановление автопарка и поставку машин для нужд фронта, были максимально упрощены все таможенные процедуры.
Однако, как это почти всегда бывает, медаль имела и обратную сторону. Возможностью быстро завезти в Украину и бесплатно растаможить автомобили решило воспользоваться большое количество граждан, охочих до легкого заработка. У границы Украины со стороны Польши выстроились длинные колонны автомобилей, которые завозятся для последующей перепродажи. Причем значительное количество из них совсем не вписываются в понятие демократичного авто для страны, которая страдает от войны.
"Ввоз автомобилей без уплаты таможенных платежей вообще был не слишком удачной идеей, - говорит директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. - Однако, если правительство все же решило ввести такое решение, то нужно по крайней мере, было ограничить количество автомобилей, которое может ввезти один человек, и ограничить стоимость машин, которые освобождаются от пошлин, потому что когда поляки видят трехкилометровую очередь из элитных автомобилей, которая выстраивается на границе с Украиной и мешает даже провозу гуманитарных грузов, они задают законный вопрос: так ли сильно украинцы нуждаются в помощи?".
На сегодняшний день есть предложения отменить льготы по ввозу "евроблях", о которых подробнее будет ниже. В частности, обсуждается вариант полного возвращения таможенных сборов, которые были до войны. И в этом тоже усматривается проблема.
"В европейских странах не существует акцизов на автомобили (за одним исключением), - говорит Олег Гетман. - Следовательно, их отмена в Украине выглядела вполне правильным шагом задолго до войны. Однако власть на это так и не пошла. Зато после начала войны срочно отменила не только акцизы, но и таможенные платежи, что было не очень адекватным шагом. Теперь, когда это решение оказалось ошибочным, планируется вернуть полностью старую систему регулирования - и с пошлиной, и с акцизами, что также является недостаточно продуманным шагом".
По мнению эксперта, наиболее взвешенным решением было бы окончательно отменить акциз для всех автомобилей, а налоговые льготы оставить только для машин, которые поступают непосредственно в Вооруженные силы и Территориальную оборону, а также для электромобилей.
Что будет с горючим
Но совсем скоро ситуация с налогообложением может измениться, причем на 180 градусов. В Раде зарегистрирован законопроект №7311 , одним из авторов которого является Даниил Гетманцев (рассматриваться он, кстати, будет возглавляемым им комитетом по финансам, налоговой и таможенной политике). Этим документом предлагается вернуть отдельные налоги к довоенным размерам.
И, если в отношении иномарок здесь действительно есть определенный смысл, о чем было сказано выше, то в том, что касается горючего, возникают очень большие вопросы.
Но сначала о том, что происходит на рынке нефтепродуктов Украины сейчас. Отмена акциза и уменьшение НДС с 20% до 7% прогнозировано снизило розничную стоимость горючего. Но ситуация сегодня такова, что топлива на АЗС или нет вообще или оно есть только на некоторых автозаправочных станциях, и продается с ограничениями.
Это неудивительно, поскольку абсолютным приоритетом является армия. Украина сейчас полностью зависит от поставок горючего из Европы, учитывая, что единственный работающий в стране Кременчугский НПЗ остановил производство вследствие ракетного обстрела, а расположенный в Харьковской области Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) остановился еще в начале войны потому, что он находится в зоне боевых действий.
Дефицит есть по всей стране, в частности, в столице. В Киеве он в основном связан с тем, что в последнее время в город вернулось большое количество жителей, которые выехали, когда возникла опасность захвата города войсками противника.
Есть и другие причины. По мнению директора консалтинговой группы "А"-95" Сергея Куюна, дефицит возник из-за сохранения системы государственного регулирования цен на нефтепродукты.
Поэтому, даже если вернуть налоги на горючее, что, безусловно, приведет к его удорожанию, по некоторым расчетам, до 55 гривен/литр, совсем не обязательно, что оно снова появится в продаже.
Кстати, некоторые участники рынка, в частности АЗС, контролируемые группой "Приват" Игоря Коломойского, уже продают горючее по ценам, которые превышают предельный уровень, установленный правительством.
Поэтому простая отмена налоговых льгот, которая предусмотрена упомянутым законопроектом, проблему не решит.
"Задачей номер один является наполнение рынка горючим. Если и допустить повышение цен, то за счет отмены госрегулирования или его ослабления. Цена вырастет, но не так сильно, как от полного возвращения налогов. И будет эффект в виде стимулирования наполнения рынка, - написал Сергей Куюн в Facebook. - Только после построения новой системы поставок топлива в страну через западную границу можно будет вернуться и к госрегулированию, и к увеличению налогов".
Впрочем, похоже, народные избранники решили дать заднюю: сообщается, что параментский комитет Гетманцева рекомендовал принять за основу альтернативный законопроект, которым сохраняется льготный режим для горючего.
Кроме того, правительство увеличило размеры торговой надбавки на горючее для его продажи в розницу - с с 5 до 7 гривен с учетом НДС для дизтоплива и с 4,55 до 6,5 гривны с учетом НДС для бензина. Делается это в связи с образовавшимся дефицитом, который власти обещают устранить в течение максимум двух недель.
Нагрузка на зарплату
Упомянутый законопроект, как оригинальный, так и альтернативный, предлагает увеличение военного сбора с нынешних 1,5% до 3%, то есть вдвое. При этом определенные категории населения – работников МВД, СБУ, военнослужащих ВСУ, Государственной пограничной службы, Управления госохраны и т.д. – планируется освободить от его уплаты.
Далеко не все усматривают в этом смысл. Хотя бы потому, что у многих украинцев сейчас значительно упали доходы из-за войны. Кроме того, сейчас значительная часть бюджета и так направляется на нужды обороны.
При этом представители бизнеса подчеркивают, что слишком высокая нагрузка на фонд оплаты труда является наиболее сложной для них проблемой, которая требуюет решения со стороны властей. Они, в частности, предлагают вернуться к предложениям, которые обсуждались еще до войны, и которые предусматривали объединение и значительное уменьшение этих налогов. Речь идет о налоге на доходы физических лиц (НДФЛ), едином социальном взносе (ЕСВ) и военном сборе.
С этим согласны и эксперты.
"Исследования показывают, что налоги на оплату труда наиболее вредны для роста экономики, - говорит Илья Несходовский. - В Украине эта нагрузка является одной из самых высоких в Европе, и уже давно назрела необходимость ее сокращения".
Но пока об этом в законодательных инициативах нардепов речь не идет.
Директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский обращает внимание на то, что упомянутый выше законопроект почему-то привлекает внимание преимущественно отменой льгот по растаможке автомобилей. "А то, что военный сбор увеличивается с 1,5 до 3%, и это минус 2% со всех "белых" зарплат, никого не интересует. Как и то, что честный бизнес платит полные зарплаты со всеми налогами и ЕСВ за мобилизованных работников , - написал он в Facebook. - Не думаю, что при такой налоговой нагрузке на честный труд Украина построит сильную экономику. И "евробляхи" не помогут".
При этом, по мнению Ильи Несходовского, пути ускоренного восстановления и развития экономики лежат не только в сфере налоговой политики.
"Можно вообще отменить все налоги, подорвать государственный бюджет, и при этом не получить экономический рост, – говорит он. – Поэтому государство должно наконец-то пересмотреть собственную экономическую политику и перейти от придирчивого регулирования различных отраслей к созданию условий для развития".
НДС не ко времени
Одной из проблем, затрагивающих интересы бизнеса, является прекращение возмещения НДС экспортерам. Это удорожает стоимость их продукции, вымывает оборотные средства предприятий и усугубляет и без того тяжелую ситуацию, которая сложилась из-за блокирования всех украинских портов.
"Сложилась критическая ситуация, особенно для аграриев, которым сегодня часто не хватает средств для проведения посевной, что может привести к нехватке продовольствия в будущем, - говорит Илья Несходовский. - Сегодня правительство частично снимает эту проблему, предоставляя сельхозпроизводителям льготные кредиты по программе "5-7-9". Однако это не системное решение проблемы. Возврат НДС должен быть восстановлен".
Относительно прекращения возмещения НДС Даниил Гетманцев заверил, что это - временное явление, связанное со сложной ситуацией с государственным бюджетом. И правительство рассчитывает решить эту проблему в течение одного-двух месяцев, после чего экспортерам будут возмещены долги.
Впрочем, пока, согласно упомянутому законопроекту, возврат НДС не планируется. Предусмотрено разве что возмещение за январь 2022 года. Да и будет осуществляться оно не живыми деньгами, а облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Вряд ли бизнес придет от этого в восторг.
Пока рано говорить о том, какой будет окончательная редакция законопроекта. Как видим, даже на этапе обсуждения его положения претерпевают значительные изменения. Так что можно надеяться, что власть быстро учится на собственных ошибках. Однако у многих все еще "чешутся руки" проставить под тотальный контроль отечественную экономику, несмотря на то, что это ее просто придушит. Но надежда на победу здравого смысла все же остается.