Предприниматели изумляются фискальной политике нынешней власти: налогов стало меньше, а платить приходится почему-то больше. И это при том, что оборот розничной торговли по сравнению с прошлым годом упал на 25%, примерно на столько же уменьшилась и заработная плата. Казалось бы, государство должно "пожалеть" едва выживающих бизнесменов, но рассчитывать на преференции налогоплательщики от бизнеса не могут. О том, почему это так, разговор с лидером партии "Рух за реформы" Сергеем Думчевым.
— Сергей, последнюю новость из сферы налогообложения вы, конечно же, слышали. Парламенту предложат рассмотреть законопроект о налогах для фрилансеров. В тексте закона они именуются "самозайнятими особами" и "приватними виконавцями" — звучит уже устрашающе. Но суть не в этом. Справедливо ли залезать в кошелек тех, кто пытается выжить (часто в дополнение к основной работе) за счет фриланса?
— Взимать налоги с граждан в общем и целом справедливо. Несправедливо превращать налоги в инструмент репрессий — так, как это делается в Украине. Эта отвратительная практика тянется за нами со времен НЭПа. Когда советской власти было выгодно, она ослабила вожжи. Когда выгода ушла с повестки дня, на предпринимателей снова накинули удавку.
К 1926–1927 годам налоги взвинтили настолько, что их выплаты в полтора раза превысили доходы коопераций, а к 1928 году "проклятым нэпманам" окончательно запретили брать в аренду госпредприятия. Примерно тогда же начались первые "посадки" обвиненных в хищениях и спекуляциях предпринимателей
— Мотивы товарищей большевиков в конце 1920-х понять можно: создавался унифицированный "скотный двор", где все "равны", богатых нет, все ходят строем и форма собственности допускается исключительно социалистическая
— Нет, конечно. Зачем нам идти к тоталитаризму, если у нас уже построена охлократия? Если хитрая и лживая бюрократическая верхушка ваяет для себя отдельно взятый "коммунизм"? Если премьер Яценюк отмечает свой первый "заработанный" миллиард? (Речь о слухах, которые появлялись в сети, — ред.). Никто никого не загоняет насильно в колхозы, на заводы или на фабрики. Ты можешь выживать как хочешь, но обязан делиться нажитым с власть имущими. Иначе за тобой придут и устроят "маски-шоу".
Недаром налоговая милиция была одним из четырех карательных органов — наряду с МВД, СБУ и ГПУ. Недаром на эти институции в бюджете независимой Украины закладывалось в разы больше средств, чем на армию и обороноспособнос
— Налоговой милиции, строго говоря, в прежнем виде уже не существует. А государственная фискальная служба обещает ликвидировать последние милитаризированн
— Обещать — не значит жениться, извините за такую банальность. И дело не только и не столько в милитаризированн
Кроме того, налоговикам позволено проверить расходы налогоплательщик
Листаем Налоговый кодекс дальше. Что у нас здесь?.. Вот интересное место: объем налога на доходы физических лиц вырастет до 20%, если сумма ежемесячного дохода превышает 12 180 грн. Ставка налога с доходов, полученных от процентов, дивидендов или роялти также будет повышена до 20%. До 2% вырастет сбор в Пенсионный фонд за покупку наличной валюты населением. Пенсии, превышающие 3654 грн в месяц, обложат налогом по ставке 15%. Ранее эта норма касалась пенсий от 10 тыс. грн.
— В июле Верховная рада отменила эту норму…
— Не совсем. Скидку сделали для ветеранов войны и участников боевых действий. Но пострадали не только пенсионеры. Налоговый кодекс больно ударил по нашим "заробитчанам". Как подсчитал Всемирный банк, в 2014 году гастарбайтеры из Западной Украины перечислили домой 9 млрд дол. В прошлом году по объему денег от трудовых мигрантов Украина занимала десятое место в мире и первое место в Европе. Чем ситуация опасна именно для них? Во-первых, тем, что налогообложению подлежат не только проценты по депозитам, как было раньше, но и курсовая разница. Во-вторых, тем, что за перевод денег семьям, которые остались в Украине, придется платить как за доход 20% налога. Но ведь этот налог мигранты уже оплатили в странах-реципиен
Приведет это к тому, что все, кто будет в состоянии эмигрировать из Украины, сделают это без колебаний. А если семья уже имеет кормильца в дальнем зарубежье, перебираться на ПМЖ за границу будет проще. Патриотические мотивы будут нивелированы, если при нынешнем уровне безработицы и крайне низких зарплатах (средняя зарплата по Киеву составляет 3400 грн, на периферии эта цифра еще скромнее) население будет поставлено на грань физического выживания.
— Иными словами, обещанная Яценюком либерализация налоговой системы — миф?
— Скорее, блеф. К примеру, вспомним историю о ставке единого социального взноса. В конце 2014-го предприниматели аплодировали главе Кабмина, когда тот анонсировал снижение ЕСВ с 36,8% до 16,4%. Такой шаг, подчеркивал Яценюк, позволит вывести зарплаты из тени и облегчит жизнь малому и среднему бизнесу. Однако в итоге выяснилось, что для перехода на 16-процентный взнос следует выполнить ряд "неподъемных" условий. В частности, увеличить зарплатный фонд таким образом, чтобы средняя зарплата на предприятии была не ниже 3 минимальных зарплат и на 30% превышала среднюю зарплату за 2014 год. Кроме того, средний платеж на одного человека после применения коэффициента должен составлять не менее 700 грн.
А теперь представим себе небольшое частное предприятие, где, скажем, подрабатывают студенты. Разовое задание таким наемным работникам может быть оплачено в размере 500 грн в месяц. Выплачивая эту сумму, предприниматель уже не сможет претендовать на льготный коэффициент. Поэтому перед предпринимателем стоит выбор: либо платить, как и раньше, 36,8%, или же (что значительно проще) выдать эти деньги "черным налом", избежав налогообложения. В итоге мы имеем большой мыльный пузырь, который никому не облегчает жизнь, но якобы добавляет плюсов к имиджу чиновников-"рефо
— Помощь малому и среднему бизнесу Яценюк привязал к кредитам МВФ…
— Да, было такое. В апреле 2014-го он пообещал совместно с НБУ добиться от банков снижения ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса после того, как Украина получит международные займы. В течение одного только 2014 года Украина получила около 9 млрд дол. финансовой помощи, но, несмотря на это, летом прошлого года средние ставки кредитования все равно составляли 22-25% годовых. И даже такие кредиты малому и среднему бизнесу давали крайне неохотно. Этой зимой большинство банков повысили ставки до 27-30%, а некоторые — даже до 35% годовых.
— Известно ли, как Украина и ее налоги выглядят на фоне других государств?
— Известно. Всемирный банк в свое время подсчитал, что украинский бизнес в той или иной форме выплачивает 135 различных налогов. Это — абсолютный мировой рекорд. Второе место в этом рейтинге заняла Румыния со своими 113 налогами. "Бронза" — у Ямайки с 72 налогами. Но Украина лидирует не только количеством, она успешна и в "качестве" налогообложения. Под "качеством" я понимаю ситуацию, когда фискалы контролируют расходы граждан путем ограничения наличных расчетов, когда превышение расходов над доходами облагается налогом в 30%. Интересно, что еще в 2012 году тогдашний министр экономики Петр Порошенко резонно заявлял: "Увеличивать налоговое давление на экономику невозможно. Эти креативные идеи, где бы что-то еще изыскать, чтобы обложить налогами, надо прекращать".
— Прекрасная иллюстрация к тому, что место сидения определяет точку зрения… Но какие же из всего сказанного следуют выводы?
— Неутешительные. Повторю еще раз. На сегодня налогообложение в Украине служит не стимулом развития, а некой карой, от которой желательно увильнуть. Характер фискальной системы — репрессивный, причем репрессии эти двоякого рода. Одни официальные — под ними я понимаю весь набор кругов ада, которые проходит предприниматель. Это и "тяжелое" администрировани
Второй вид репрессий носит неофициальный характер — здесь я имею в виду теневой инструментарий воздействия на бизнесмена, т. е. нашу тотальную коррупцию. Характер украинского налогообложения таков, что предприниматель вынужден либо и сам уходить в "тень", либо отказываться от бизнеса вообще.
— Для страны, для отдельно взятого региона или города какие это имеет последствия?
— Прежде всего, речь идет о значительных репутационных и экономических потерях. Способ ведения украинского бизнеса отталкивает потенциальных инвесторов. А они для нас куда важнее, чем кредиторы. Кредиты ничего не решают, они лишь преумножают долги, отдавать которые придется грядущим поколениям. Деньги же любят оборот, а оборот возможен, когда средства удачно вложены и приносят прибыль. Но для этого нужны четкие правила игры, их неукоснительное соблюдение и отсутствие закулисных игр. Никаких взяток, никакого маразма в виде сотни разрешительных инстанций. И никакого желания выжать из предпринимателя все до последней копейки. Если этот протокол будет соблюден – к нам придут инвестиции. Если нет — "камикадзе" с Грушевского будут продолжать рассказывать о своей лояльности к бизнесу. Но соловья, как известно, баснями не кормят…