По результатам экзит-полов и данным избирательных штабов, уже можно говорить о некоторых тенденциях, которые принесли в украинскую политику местные выборы-2015. В ближайшее время мы будем наблюдать регионализацию политики со всеми вытекающими для центральной власти негативными последствиями. Итоги голосования показали четкое структурирование политических партий и групп влияния. Нечто похожее уже происходило в начале 2000-х годов.
Во-первых, президенту Петру Порошенко и его партии "БПП-Солидарность" теперь будет сложно установить монополию на власть во многих регионах. Несмотря на то, что партия власти в целом выиграла выборы по стране, уровень ее поддержки существенно упал. В ключевых городах кандидаты от "БПП-Солидарности" даже не прошли во второй тур и таким образом провалили выборы мэра во Львове, Харькове и Днепропетровске.
Интересная ситуация складывается также в Киеве, где монополия Виталия Кличко на власть существенно пошатнулась. Действующего мэра Киева ждут второй тур и трудноуправляемое большинство в Киевском городском совете. Проведя предварительный подсчет по распределению мандатов но основе данных экзит-полов (на момент сдачи материала), фракция "БПП-Солидарность" в новом Киевсовете может рассчитывать не более, чем на 40 депутатов, при нынешнем составе фракции в 78 человек. Это значит, что решения будут приниматься намного труднее, да к тому же под присмотром новых депутатов и общественности.
На правом фланге усилилась конкуренция между партиями УКРОП, ВО "Свобода" и РПЛ. Неплохим результатам "Свободы" способствовали репрессии против ее активистов, а также антироссийская риторика, на которую откликнулись сторонники "Правого сектора" и "Народного фронта".
Также провальной эта местная кампания оказалась для Радикальной партии Олега Ляшко и "Батькивщины" Юлии Тимошенко. Обе партии играли на едином электоральном поле, используя популярные социальные лозунги, связанные со справедливыми тарифами на услуги ЖКХ.
В местные советы зашло много разношерстных игроков и заинтересованных сторон, с которыми нужно будет договариваться либо ломать через колено. Постмайданная политическая конкуренция будет жесткой, поскольку ресурсы и финансы в стране очень ограничены. Единственный, кто сохранил абсолютную власть в своем регионе — это мэр Харькова Геннадий Кернес с партией "Возрождение".
Борьба за электоральное наследие Партии регионов будет набирать новые обороты. И пример таких проектов, как "Возрождение", "Наш край", является показательным. Все более отчетливо наблюдается поляризация внутри "Оппозиционного блока", который в ближайшее время может распасться на крыло Сергея Левочкина и группу Бориса Колесникова.
Единственной партией, которая продемонстрировала умеренный результат по всей стране является "Самопомич" Андрея Садового. Эта партия, в отличие от "БПП-Солидарность" и "Батькивщины", смогла продвинуться на юг и восток и с помощью общественных активистов найти своих сторонников.
После неудачного партийного эксперимента с аграрным проектом "Заступ" крупные латифундисты взяли реванш на местных выборах с "Аграрной партией Украины". В отдельных регионах страны эта партия будет широко представлена в областных и районных советах. Например, в Черновицкой области, по имеющейся информации, "Аграрная партия" набирает более 10% голосов. Это значит, что крупные землевладельцы смогут более целенаправленно артикулировать свои интересы на местах и готовиться к походу в парламент. Тем более, что в ближайшее время в стране начнется земельная реформа, в которой особо заинтересованы крупные аграрии.
Во многих районах и городских советах мы увидим довольно интересные партийные проекты, которые были сформированы под отдельного местного политика либо группу влияния.
Во-вторых, как уже отмечалось раньше, новый закон о местных выборах с якобы открытыми списками полностью себя дискредитировал. Это закон не способствовал реальному волеизъявлению граждан, что в конечном итоге повлияло на репрезентативность результатов. Кроме того, что внутренние переселенцы, воины АТО, милиционеры и другие категории не смогли проголосовать, власть не провела должную просветительскую работу с избирателями. Как результат — низкая явка, большое количество испорченных бюллетеней, технические проблемы в организации работы участковых избирательных комиссий.
В-третьих, неспособность центральной власти совместно с ЦИК организовать избирательный процесс в Мариуполе и других населенных пунктах несет не только репутационные риски в международном плане. Российские пропагандисты и дипломаты получили отличную картинку, которую можно будет использовать в переговорном процессе с Западом относительно новых модальностей проведения выборов не неконтролируемых территориях Донбасса. Отсутствие выборов также может послужить драйвером для углубления противостояния между властью и "Оппозиционным блоком", что в преддверии досрочных парламентских выборов может негативно повлиять на стабильность некоторых регионов.
В целом результаты местной кампании можно экстраполировать на досрочные парламентские выборы, которые с большой вероятностью могут состояться осенью 2016 года.