RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

​Три года после Евромайдана: чего удалось достичь Украине на пути евроинтеграции

Отсутствие реальных достижений в отношениях с ЕС может изменить внешнеполитические симпатии украинцев

Отсутствие реальных достижений в отношениях с ЕС может изменить внешнеполитические симпатии украинцев Первые протесты на Майдане Независимости 22 ноября 2013 года Фото: EPA/UPG

Евромайдан открыл новое окно возможностей для евроинтеграции Украины, но обычные украинцы до сих пор так и не ощутили каких-либо серьезных положительных последствий от проевропейского внешнеполитического вектора. Вопрос даже не в отсутствии системных внутренних реформ, ведь даже перспективы получения безвизового режима, где Украина выполнила все условия ЕС, до сих пор остаются непонятными. Украинцы вряд ли воспримут внутренние проблемы ЕС как объяснение причин отсутствия результатов евроинтеграции и могут вслед за соседями из Молдовы изменить свои внешнеполитические симпатии.

За что боролись

В ноябре исполняется три года с момента начала Евромайдана. В 2013 году тысячи украинцев вышли на улицы, чтобы подтвердить: Украина – европейская страна. Сотни наших сограждан отдали за это свои жизни. После падения старого режима казалось, что Украину ждет безоблачное европейское будущее. Но путь в Европу вдруг оказался не таким уж простым. Во-первых, мешают старые внутренние проблемы – постсоветская социально-экономическая модель и коррумпированный политический класс. Во-вторых, оказалось, что Европа не ждет украинцев, а внутренние проблемы ЕС уже отодвинули украинский вопрос на задворки европейской политической повестки.

В результате этого спустя три года после начала Евромайдана трудно перечислить ощутимые результаты развития отношений между Украиной и Евросоюзом, если таковыми не считать бесконечные поездки, декларации и обещания безвизового режима со дня на день. Но если еще недавно эксперты ставили в вину Украине невыполнение обязательств перед ЕС, то сегодня многие из них сходятся во мнении, что сложности появляются во многом по вине европейцев. Дискуссия на этот счет состоялась в рамках конференции "Отношения Украина-ЕС: тест на прочность", организованной 14 ноября в Киеве Международным центром перспективных исследований (МЦПИ).

За три года после Майдана так и не получилось ввести в действие Соглашение об ассоциации (СА) между Украиной и ЕС, получить безвизовый режим или почувствовать положительное влияние зоны свободной торговли для отечественной экономики. Но вместе с тем, достигнут значительный прогресс в реформах, а ЕС продолжает сохранять санкции в отношении России и лидировать по объёму внешней помощи нашей стране. Эксперты сошлись в мнении о том, что не все так хорошо, как хотелось бы, но не так уж и плохо, как могло бы быть в отношениях Украины и ЕС. Но по по поводу того, куда может привести нынешнее состояние двусторонних отношений между ЕС и Украиной, существуют разные точки зрения.

Во всем виноват Кремль. И немножко Брюссель

Украинские официальные лица главными причинами проблем с ЕС считают российскую агрессию, работу российской агентуры в столицах ЕС, а также внутренний кризис Евросоюза. Проводить реформы в условиях внешней агрессии непросто, а евроскептицизм еще больше усложняет выполнение задач, стоящих перед Украиной в отношениях с Брюсселем, считает вице-премьер по вопросам европейской интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе. "В Европе сейчас есть некий глобальный тренд на антиглобализацию, интернационал относительно национализма. Все это создает определенный фон, на котором и развиваются наши отношения с ЕС", - отметила вице-премьер. По ее словам, Украина обеспокоена иммиграционным, демографическим кризисом в Европе, а также вызовами, связанными с ростом популизма: "Все эти вещи влияют на политические решения, которые сейчас принимаются в Евросоюзе".

Украине всегда приходилось с пониманием относиться к консервативному отношению европейцев по поводу расширения ЕС. Это даже отражено в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, где не удалось зафиксировать перспективу членства Украины в Евросоюзе. По словам Климпуш-Цинцадзе, очевидно, что в последнее время в Европе слишком уж явно начали проявляться стремления некоторых европейских политических сил изолироваться, спрятаться по национальным квартирам от процессов, происходящих в мире. Это ставит под сомнение прочность ЕС как субъекта глобальной политики. И даже дает почву для подкупа и непрозрачного финансирования некоторых политических сил в Европе со стороны сил, стремящихся уничтожить ЕС как серьезного геополитического игрока. Ярким проявлением таких процессов, отметила вице-премьер, является отрицательное отношение Нидерландов к ратификации СА. "2,5 млн граждан Нидерландов при всем уважении наверное, не должны были бы определять судьбу отношений 46-миллионной страны с почти полумиллиардом населения Европейского союза", - отметила Климпуш-Цинцадзе.

Серьезную обеспокоенность, по словам вице-премьера, вызывают звучащие в ЕС призывы относительно необходимости строить отношения с РФ "на принципах прагматизма". "Не хватает внутреннего общего консенсуса в этом вопросе. А ведь Украина на самом деле удерживает на своей территории войну и не пускает ее дальше в Европейский союз", - отметила чиновник. Кроме того, среди существующих проблем в украинско-европейских отношениях она отметила и некоторые нерешенные процедурные вопросы, тот же вопрос безвизового режима для Украины, введение которого застопорилось из-за того, что в ЕС не могут выработать механизм приостановки действия безвизового режима для третьих стран.

В свою очередь, вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко призвала европейских партнеров Европы не использовать двойные стандарты применительно к безвизовому режиму для Украина. Она подчеркнула, что в нашей стране прекрасно понимают сложности, связанные с миграционным кризисом в ЕС и необходимостью разработки защитного механизма, однако не видят логичного объяснения того, почему Евросоюз сначала не может дать безвизовый режим Украине и другим государствам, которые этого ожидают, а потом доработать этот механизм, применив его сразу ко всем третьим странам.

В этом контексте Геращенко отметила, что Украина и Евросоюз - равноценные партнеры. По ее словам, именно украинцы сегодня гибнут, защищая это партнерство и европейские ценности от российской агрессии. Украина как надежный партнер выполнила все 144 пункта плана по либерализации, но от ЕС ясности в этом вопросе пока не дождалась. Вице-спикер Рады также добавила, что сейчас в парламенте готовится обращение народных депутатов к различным европейским институтам, а также правительствам и парламентам стран-членов ЕС, чтобы те наконец определились, когда же ЕС выполнит свою часть обязательств перед Украиной.

Геращенко также отметила важность единства Европы в вопросе продления санкций против РФ для противостояния Украины агрессии. "Санкции действуют. Они останавливают войну. Санкции – это инвестиции в мир. Именно поэтому так важна позиция ЕС относительно их продления" – сказала народный депутат.

Впрочем, несмотря на проблемы представители органов государственной власти настроены все же оптимистически. Иванна Климпуш-Цинцадзе, Ирина Геращенко, а также другие чиновники, отвечающие за вопросы евроинтеграции, в целом дали положительные оценки достижениям, связанным с подписанием Соглашения об ассоциации. В частности, вице-премьер отметила, что, несмотря на снижение количества сторонников вступления в ЕС, две трети украинцев продолжают поддерживать развитие отношений с Евросоюзом.

Брюссель уполномочен заявить, что все в порядке

Особый интерес присутствующих вызвало выступление на конференции посла ЕС в Украине Хьюга Мингарелли, который также был достаточно оптимистичен. Глава представительства Евросоюза напомнил, что после подписания Соглашения об ассоциации ЕС фактически установил с Украиной настолько тесные отношения, насколько их вообще возможно установить с третьими странами. "Многие говорят, что они разочарованы, что Соглашение об ассоциации не дает результата и вообще ничего не дает, но это не серьезный подход. Мы все должны согласиться, что за прошедшие два года в этой стране прошло больше реформ, чем за предыдущие 23 года независимости. Это произошло в результате политической воли украинского руководства и очень мощного гражданского общества, которое родилось в стране", - отметил посол ЕС в Украине.

Мингарелли также подчеркнул, что сегодня в Украине, во многом благодаря подписанию СА, происходят масштабные реформы в различных сферах, в частности, в сфере проведения свободных выборов, в системе юстиции, построении гражданского общества, утверждении свободы слова. "Если сравнить сегодняшнюю ситуацию с ситуацией трехлетней давности, то мы находимся в совсем другой стран - в стране, где гражданское общество ежедневно следит за деятельностью правительства, где много членов парламента регулярно критикуют Кабмин, но критикуют позитивно, пытаясь направить его деятельность. Все это невозможно в недемократической стране. Сегодня Украина в большой степени является открытым демократическим обществом. Именно имплементация Соглашения об ассоциации сыграла в этом свою роль", - считает Мингарелли. Он также добавил, что соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС как часть Соглашения об ассоциации положительно влияет на реформирование экономики Украины, в частности, ее энергетического и финансового сектора, а также позволяет украинским производителям перейти на стандарты европейского рынка, насчитывающего 500 млн потребителей.

Впрочем, по словам Мингарелли, перед Украиной стоит задача провести еще множество реформ, в чем Европа будет ей помогать. "Для этого ЕС собирается усилить и так достаточно мощное партнерство с Украиной", - отметил Мингарелли.

По мнению посла ЕС, нельзя сводить дискуссию об отношениях Украина-ЕС к одному-двум положениям, связанным с разочарованием. "Концепция, что ЕС не делает для Украины того, что мог бы, или что делает, но недостаточно, является чистой пропагандой", - пояснил посол. И подчеркнул, что у него есть понимание в том, кто заинтересован в распространении подобной "дезинформации" – это те, кому не понравилось, что Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС.

Мингарелли также добавил, что украинцам следовало бы воспринимать проведение реформ не как средство получения преференций от Европы, а как способ изменить к лучшему жизнь каждого гражданина страны. "Украина провела много реформ в сфере борьбы против коррупции, в судебной системе не для того, чтобы получить безвизовый режим, а для того, чтобы улучшить условия жизни украинских граждан. Еврокомиссия несколько месяцев назад посчитала, что ЕС должен предоставить Украине безвизовый режим… Сейчас Европарламент и Совет Европы рассматривают горизонтальные вопросы, а именно механизм прекращения, который мы бы хотели включить во все соглашения относительно безвизовых режимов, не только для Украины, но и для всех стран. Это требует некоторого времени. Никто не говорит, что для этого потребуется пять или пятнадцать лет. Украина в ближайшем будущем получит безвизовый режим", - отметил посол Евросоюза в Украине.

Когнитивный диссонанс

Но не все разделяют оптимизм vip-представителей Киева и Брюсселя. Как сказал один из участников конференции: "Если все так хорошо, как вы говорите, то почему нам всем в стране так плохо?". Очередные даты получения безвизового режима вызывают уже не просто иронию, а откровенные насмешки. Видение путей разрешения проблемы вступления в силу соглашения об ассоциации после нидерландского референдума до сих пор так и не представлено общественности. Непонятно также, что делать, если ЕС примет заявление о том, что соглашение ни в коем случае не должно привести Украину к членству в ЕС. Не обижаться же, в самом деле, или вводить визовый режим для Нидерландов.

Академик НАН Украины Валерий Геец вообще считает, что выход из нынешнего экономического кризиса возможен лишь в логике, противоположной той, которая заложена в ЗСТ с ЕС. Хотя в этом году есть некоторое улучшение в торговле, это не идет ни в какое сравнение с падением 2014-2015 годов, когда экспорт Украины сократился на 23,9%, а импорт – на 41,6%. Среди 10 главных товарных позиций, которые Украины экспортирует в ЕС, положительную динамику показывают лишь древесина и жиры, экспорт которых увеличился на 17% и 36%. Такая же ситуация и с прямыми иностранными инвестициями в Украину, которые сократились на 24%.

Отсутствие же успехов в отношениях с ЕС, как, например, задержки с введением безвизового режима, может вообще привести к откату общественного мнения в противоположном направлении. Как указывает в своих подсчётах эксперт МЦПИ Евгений Ярошенко, на протяжении последних двух лет происходит постепенное уменьшение поддержки евроинтеграции и курса на вступление в ЕС среди граждан Украины. Если ничего не делать, считает эксперт, то Украину может ждать тот же феномен, что имел место в соседней Молдове или во многих других странах региона: общество разочаровывается и начинает поддерживать пророссийские политические силы, тех, кто выступает за "прагматизм" в отношениях с Кремлем, даже несмотря даже на агрессию РФ против Украины.

Таб.1 Количество граждан Украины, которые считают отношения с ЕС приоритетным направлением внешней политики (Центр Разумкова)

Что делать

Выход для Украины из нынешней сложной ситуации в мире, Европе и регионе попробовал предложить украинский дипломат, глава МЦПИ Василий Филипчук: "Нам нужно определить зону совпадения интересов Украины и ЕС и строить дальнейшую стратегию сотрудничества именно на такой повестке дня. Иначе если мы все время говорим и ожидаем одно, а Брюссель – совсем другое, то рано или поздно останутся только разочарования". Дипломат полагает, что на данном этапе целью евроинтеграции и отношений с ЕС следует признать максимальное использование финансово-технической помощи и ресурсов ЕС, а также законодательства Евросоюза для модернизации украинских политических и экономических институтов, защиты демократии и фундаментальных прав и свобод, экономического подъема, роста производства, инвестиций и экспорта, повышения благосостояния украинских граждан. "Приоритетным должно быть определено выполнение именно тех директив и требований ЕС, которые помогут достижению этих целей. Украина - не страна-кандидат на вступление в ЕС, поэтому уровень требований к Украине должен соответствовать уровню обязательств со стороны ЕС", - подчеркнул Василий Филипчук.

И хотя полноценное вступление в ЕС пока невозможно, интеграция в отдельные отрасли или сектора вполне реальна. Ведь Украина, как и Норвегия, Швейцария, Великобритания, Турция и ряд других европейских стран, которые не могут или не хотят иметь полноценного членства, могут составлять отдельную группу государств с частичной интеграцией, вроде Европейского экономического пространства. Свободное передвижение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы внутри Европы является достижимой и достойной целью евроинтеграции Украины на ближайшие десятилетия. Это не будет вызывать возражений со стороны евроскептиков внутри ЕС и даже может послужить средством "умиротворения" России.

В целом, по словам Василия Филипчука, Украине необходимо строить свою европейскую политику на основе прагматизма, отбросив иллюзии о перспективе членства на ближайшие десятилетия или о готовности ЕС усилить или даже постоянно удерживать режим санкций и давления на РФ. "Европе нужна не Украина, которая истекает кровью, защищая ее от российского агрессора, а стабильная и успешная страна, которая создает как можно меньше проблем и предоставляет как можно больше перспектив и возможностей для процветания и развития. А это, как и победа в конфликте с северным соседом, возможно только в случае реализации системных внутренних реформ", - резюмировал глава правления МЦПИ.

Читайте также