RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Политика

Тарифы растут: кто виноват, что субсидий хватит не всем

Энергоэффективность поможет Украине не зависеть от продавцов газа

Как депутаты решились на введение военного положения и почему изменили срок его действия, как введение чрезвычайного положения в стране повлияет на выборы, а также о том, почему постоянно растут тарифы и уменьшается сумма, выделяемая на субсидии гражданам, в интервью "Апострофу" рассказал народный депутат Украины ИВАН КРУЛЬКО.

- Как собрали голоса за введение военного положения в Украине? Ведь большинство депутатов были недовольны озвученными условиями и не видели окончательного указа президента?

- Украина впервые за свою историю столкнулась с введением военного положения. Поэтому, безусловно, ситуация была неоднозначной и чрезвычайно напряженная. Мы прекрасно понимали все последствия такого шага, более того, "Батькивщина" считала, что в 2014 году, когда началась агрессия Российской Федерации на Донбассе, аннексия Крыма, были все правовые основания для ведения военного положения на части территории Украины. К сожалению, этого тогда не сделали. Если бы тогда ввели военное положение, очевидно, вся экономика работала бы, чтобы повысить обороноспособность и защитить территориальную целостность Украины.

Весь период президентства Петра Порошенко, который подходит к концу, вопрос военного положения не поднимался. Более того, президент несколько раз публично заявлял, он не будет вводить военное положение. И здесь, за четыре месяца до выборов, он меняет мнение и вносит такое решение, которое стало следствием эскалации ситуации в Азовском море и задержания наших трех кораблей. Но до этого были ситуации более драматические в нашей новейшей истории - аннексия Крыма, Иловайск, Дебальцево и др.

Многие журналисты и эксперты связывали это не с желанием обеспечить территориальную целостность Украины, а с желанием как раз удержаться у власти.

Собственно, в парламенте мы увидели опасные тенденции. Первая и ключевая была в том, что президент не хотел собирать глав фракций, советоваться с ними по такому серьезному вопросу. Хотя это надо было сделать накануне заседания СНБО.

Но это не было сделано ни тогда, ни перед заседанием ВРУ. Разумеется, это всех возмутило. Фракции хотели выйти с консолидированным документом. В состоянии войны надо объединять и мобилизовывать всех, ведь страна стоит перед угрозой врага. Президент этого не сделал! Мотивы были совсем другие.

На самом деле "Батькивщина" требовала, в первую очередь, чтобы этот документ соответствовал Конституции. Во-вторых, чтобы вопросы военного положения касались повышения обороноспособности, а не нарушения прав граждан. В-третьих, мы хотели сделать все, чтобы военное положение было введено на разумный период и на соответствующих территориях, где есть реальная необходимость. Поэтому мы, как "Батькивщина", добивалась перерыва, чтобы все эти вопросы обсудить. Мы требовали от президента несколько вещей, а именно: сокращения срока до 30 дней, чтобы не ограничивались права граждан, где нет такой необходимости и, чтобы Украина не скатывалась к диктатуре.

В итоге: мы добились сокращения срока до 30 дней. Президент публично заявил, что никакого ограничения прав граждан не будет. А военное положение объявили только на тех территориях, где это крайне необходимо - это Черное море, Азов, Приднестровье, 10 областей. Хотя на самом деле можно было ограничиться Луганской и Донецкой областями и прилегающими территориями к Азовскому морю. Я считаю, что парламент в очередной раз и в ключевой момент истории страны не дал возможности "вытереть об демократию ноги".

- Поговаривали, что Порошенко легко пошел на изменение условий, так как ему главное было ввести военное положение, изменить информационное поле перед выборами.

- Вся трагедия заключается в том, что любые действия направлены не на то, чтобы реально бороться с врагом, а на то, чтобы изменить информационное поле, проценты, еще что-то... От России можно ожидать чего угодно, но я считаю, что это трагедия в стране, если президент руководствуется такими категориями. Всегда надо оценивать реальную обстановку и просчитывать все риски. Мы рассматриваем вопрос военного положения, а в это время курс доллара растет до 30 грн/долл., в обменниках только успевали менять цифры. Обваливаются акции украинских предприятий, экономику начинает трясти, инвесторы перестают вкладывать деньги даже те, которые уже запланировали вложить в украинскую экономику, а это влияет на все. Более того, если цель президента повышение обороноспособности и сопротивление врагу - нет вопросов, но если цель - это повышение рейтингов, то я считаю, что это цинизм высокой марки.

- Согласно военному положению должен ли быть пересмотрен бюджет страны? Будут ли внесены какие-то изменения, например, в оборонную часть?

- Я не думаю, что сейчас будет пересматриваться бюджет. По крайней мере, таких предложений не было. Мы, пока живем в 2018 году, и есть все назначения и расходы на оборону. В бюджете на следующий год заложены немалые средства - более 20% бюджета расходной части на оборону. Это самая большая статья расходов из всех. Если будут необходимы дополнительные средства, то не думаю, что кто-то будет стоять в стороне.

- Верите ли вы в то, что после 30 дней военного положения, будет предложение его продлить? И поддержит ли еще раз такое решение парламент?

- Если условия будут такие, как и сейчас, то парламент вряд ли это поддержит. Более того, я считаю, что депутаты будут требовать отчета лично президента и всех инициаторов, что за эти 30 дней изменилось, как усилелась обороноспособность Украинского государства и есть ли сдвиг в вопросе восстановления территориальной целостности.

- Услышим ли мы в ближайшее время о конкретных средствах воздействия на Россию?

- Чтобы в современном мире эффективно противодействовать угрозам военного характера, нам нужно очень быстро переоснащать свои Вооруженные силы. То, что за последние годы украинская армия полностью переоснащена, не совсем соответствует действительности. Некоторые вещи сделаны, но нам нужна авиация, которую могут предоставить только США, противоракетная оборона, которая является наиболее эффективным средством сдерживания агрессора, переоснащение Военно-морских сил. Считаю, что надо удвоить усилия украинской дипломатии, президент отвечает за внешнюю политику, с тем, чтобы наши союзники предоставили нам практическую помощь против действий агрессора.

- Как считаете, возможно ли проведение выборов в ОТО 23 декабря, несмотря на военное положение?

- Статья 19 ч. 1 Закона "О военном положении" предусматривает запрет проведения выборов во время действия военного положения. То есть проведение этих выборов - под большим вопросом. Нужен отдельный закон, чтобы разблокировать выборы в ОТО.

- Если все же это была часть технологии, стоило ли Верховной Раде спешить и принимать этот закон?

- Время было ограничено 48 часами. Парламент не может в ситуации военного положения бездействовать. То, что он собрался в понедельник, по моему мнению, правильно. Тем более, собрались все фракции. Я не утверждал, что это была какая-то технология. Я говорил, что есть эксперты и среда, которая считает так. Хочу сказать одну важную вещь: я категорически против того, чтобы президент Украины даже подумал, что можно "играть" с такими вопросами. Вопрос войны и мира не может быть темой политических спекуляций, он страну ставит под угрозу.

- Из-за этого конфликта сложилась сложная ситуация в портах Бердянска и Мариуполя. В экспертной среде говорят, что из-за этого может быть недополучение валютной выручки на 7-10%. Повлияет ли это как-то на бюджет-2019?

- Конечно, повлияет. Это повлияет на экономическую ситуацию в стране. В международные суды следует подать иск в РФ, потому что именно ее действия привели к фактической блокаде украинских портов - и, соответственно, Украина не получит прибыль. То есть это убытки, которые нам нанесены Российской Федерацией.

- Ощадбанк отсудил у РФ 1,3 миллиарда долларов за убытки в Крыму. В России с этим не согласились. Очевидно, что такая же реакция будет и на другие решения. Как думаете, увидим ли мы эти деньги?

- Я считаю, что Россия рано или поздно, но заплатит сполна за свою бессмысленную затею, которую совершила в центре Европы с Украиной. И неважно, при каком президенте - Путине или каком-то другом.

- В Киеве коммунальные тарифы будут увеличены на 27%. Почему тарифы растут? Насколько это обоснованно?

- За два года цена на воду и водоснабжение выросла в четыре раза. Это неадекватный рост по отношению к платежеспособности киевлян. К сожалению, в вопросах тарифов киевская власть руководствуется не интересами киевлян, которые ее выбирали, а интересами поставщика услуг. Она готова давать из киевского бюджета в уставной капитал поставщика по два миллиарда, чтобы он мог больше сгенерировать тепловой энергии - и соответственно больше заработать. Зато киевляне имеют неподъемные тарифы и некачественные услуги.

Это надо изменить. "Батькивщина" предлагает модель, успешно реализованную, в частности, в Варшаве. Там в каждом доме на средства городского бюджета были установлены индивидуальные тепловые пункты (ИТП). Как следствие, суммы в платежках сократились в 1,5-2 раза.

Это недешевая вещь. На это надо 2-3 миллиарда гривен. Но у Киева такие деньги есть. Именно поэтому "Батькивщина" инициирует запуск специальной программы в Киеве по оборудованию в каждом доме ИТП. Такой шаг показал бы, что власть думает об интересах потребителя.

Во-вторых, есть постановление, которое зарегистрировано в парламенте, о моратории на повышение тарифов. Я считаю, что оно станет актуальным еще более в условиях того, что президентом введено военное положение.

- А как можно ввести мораторий, если повышение цены на газ - это условие МВФ?

- Согласно Конституции недра принадлежат народу Украины, и народ должен покупать газ внутренней добычи по справедливой цене. Касаемо сотрудничества с МВФ, то балансировать госбюджет надо не повышением цены на газ, а другими финансовыми инструментами.

Кстати, четыре года нам рассказывали о том, что нельзя вводить военное положение через МВФ. Как сейчас выяснилось, все можно, если есть политическая воля.

- Хватит ли средств, предусмотренных на субсидии в следующем году?

- На субсидии выделено на 16 миллиардов меньше, чем в текущем году. При повышении тарифов, разумеется, этих средств на всех, кто имеет право на субсидию, не хватит. Поэтому, очевидно, что количество получателей субсидии уменьшат. То есть людям просто не заплатят.

Это станет "холодным душем" для украинцев, у которых начался отопительный сезон.

Вообще вопрос тарифов - это ключевой вопрос, который должна решать власть, когда готовился бюджет. Но он остался нерешенным.

Самое трагичное, что на следующий год предусмотрели мизерные средства на энергоэффективность и энергосбережение. Тогда как государство должно думать о том, как уменьшить потребление газа. Ведь при меньшем потреблении суммы в платежках были бы меньше, и газа внутренней добычи хватало бы и для бизнеса, и для нужд населения. Соответственно, не нужно было бы закупать дорогой импортный газ.

Читайте также