Киев впервые в истории вызывает посла Украины в Беларуси для консультаций. Об этом заявил глава МИД Дмитрий Кулеба. Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Республике Беларусь с 2017 года Игорь Кизим сейчас находится в Киеве и проводит консультации с украинскими чиновниками.
"Апостроф" поговорил с дипломатом и попытался узнать, насколько жестко себя повела сейчас Украина, согласен ли он вернуться в Минск, и как относится к ситуации с российскими наемниками в Беларуси, которая 18 августа обросла неожиданными подробностями.
- Украина впервые в истории отозвала своего посла из Беларуси. Что это значит?
- Не отозвала, а вызвала для консультаций. Это разные понятия вообще. Я писал об этом в Facebook, не буду это комментировать.
То есть, физически я нахожусь в Киеве, мы проводим консультации, что делать дальше. Вы почитайте сайты Офиса президента и Министерства иностранных дел, там написано, почему меня вызвали, для чего и как.
- Буквально сегодня риторика Лукашенко стала более жесткой по отношению к Украине. По вашему мнению, связано ли это с его консультациями с Путиным? И как нам реагировать?
- О какой консультации идет речь? Я просто не слышал, чтобы они с Путиным говорили. Последние новости не читал.
- И Лукашенко, и президент Франции Эммануэль Макрон общались с Путиным по ситуации в Беларуси.
- Я не могу комментировать общение Лукашенко с Путиным - это не в моей компетенции. Я могу комментировать то, что было сказано об отношениях Украины - Беларусь.
Президент Зеленский сказал, что последние заявления были не очень корректны - и обвинения в сторону Украины относительно вмешательства в дела Беларуси, и ситуация с так называемых "вагнеровцами". Это принуждает к переосмыслению того, как нам следует строить отношения с Беларусью. И для этого, собственно, я и был вызван на консультацию.
А то, что происходит между Россией и Беларусью - пусть они сами разбираются, откровенно говоря. И я не хочу комментировать.
- Какой должна быть позиция Украины в данной ситуации? О чем вы сейчас говорите с МИД и Офисом президента? Какую позицию формируете?
- К сожалению, я не могу говорить о позиции, пока мы ее не проработали. Когда завершим, тогда и будем говорить.
То есть, сейчас позиция по ситуации в Беларуси не определена, так?
- Ну почему же не определена. Есть заявления министра иностранных дел, есть заявление президента. Вот вам и позиция. Все коммуникации сейчас идут через наши два учреждения, которые отвечают за внешнеполитический курс. Вызов меня в Украину - тоже один из элементов нашей позиции.
- Это жесткий шаг с точки зрения дипломатии?
- Как было сказано в заявлении главы МИД, это случилось впервые за наши дипломатические отношения. Из этого можно сделать выводы. До этого такой практики не было.
- Мы вспомнили о "вагнеровцах". Сегодня появилась информация о том, что это была спецоперация Украины.
- К сожалению, я не могу это комментировать, потому что я, как посол, и посольство Украины не приобщались к этому вопросу.
- Сейчас украинцы, которые находятся на территории Беларуси, в каком они состоянии? Известна ли вам ситуация?
- Некоторые сами или через родственников обращались в посольство после задержания. Мы предоставили соответствующую помощь, и те, кто хотел, уехали в Украину после того, как их освободили. Звучали известные фамилии - Константин Ревуцкий и тому подобное.
Сейчас таких обращений нету. Надо понимать, что некоторые люди, которые говорили, что они украинцы, проживающие на территории Беларуси, работали там долгое время и они также нуждались в помощи. Все, кого мы знали, все освобождены. По состоянию на утро 18 августа новой информации у меня не было.
- Что касается общей ситуации в Беларуси - какую-то собственную оценку вы можете дать?
- Сейчас продолжаются протесты против результатов выборов и за их пересмотр. Думаю, пока трудно говорить о каких-то изменениях. Пока позиции и у власти, и у протестующих не изменились.
- Я так понимаю, что между МИД Украины и Беларуси ведется активная работа. Планируются сейчас какие-то резкие изменения, например, наложение санкций?
- Опять не буду комментировать этот вопрос, потому что сейчас идет период консультаций. По их результатам будем принимать решение. Думаю, это будет через день-два. Опять же - позиции определяются не посольством.
- Заявления Лукашенко - это одно дело. Все-таки, что говорит белорусский МИД и посольство в нашу сторону?
- Опять вопрос для меня не корректный. Все это можно услышать и прочитать через официальные каналы связи государственных учреждений Беларуси. Там можно получить больше информации, чем я могу вам сказать.
- Собираетесь ли вы вернуться в Беларусь, если ситуация там обострится? Или если Путин введет войска или Росгвардию?
- Это не мое решение. Это решение президента и министра.
- А вы имеете право отказаться?
- Я не могу говорить. Я вызван только для консультаций и нахожусь в Украине. Оставить свой пост я могу только с разрешения Офиса президента.
- Рассматривается ли возможность отзыва посла, если ситуация обострится или вмешается Россия?
- Я такие обстоятельства не просчитывал. Еще раз повторю - давайте не будем гадать, я же не гадалка. Сейчас ситуация такова, что мы консультируемся.