В партии «Батькивщина» рассчитывают стать ключевым участником создания коалиции в Верховной раде VIII созыва. О том, на каких принципах будет формироваться новое большинство, а также об особенностях нынешней избирательной кампании, глава парламентской фракции «Батькивщина» СЕРГЕЙ СОБОЛЕВ рассказал в интервью корреспонденту А' МИХАИЛУ ЮДКОВИЧУ.
— На чем будет делать акценты в нынешней избирательной кампании партия «Батькивщина»?
— Сейчас в Украине особенный избирательный период, и все социологические опросы, касающиеся настроений в обществе, подтверждают то, что мы видим на встречах с избирателями: 87% украинцев наиболее актуальным вопросом считают ситуацию с агрессией Российской Федерации на востоке страны. И люди хотят видеть план действий: как решить этот вопрос как можно быстрее, в то же время не потеряв территории и фактически выиграв эту войну. Я думаю, сегодня это ключевой вопрос, и мы, конечно, будем акцентировать на нем внимание избирателей. Однако, это вопрос тактический, а есть еще вопросы стратегические, которые также будут подниматься «Батькивщиной».
— О каких именно вопросах идет речь?
— Я бы выделил три ключевых «кита», на которых опирается наша избирательная кампания, и на которых мы будем и дальше строить нашу политику. Первый и ключевой момент – это, несомненно, полноправное членство Украины в Европейском союзе, а первый этап на пути в ЕС – полное введение в действие соглашения об ассоциации (СА). Без всяких отсрочек, без объяснений, почему это соглашение в полном объеме начнет действовать лишь в 2016 году. Причем, я допускаю, что ратификация СА может затянуться на несколько месяцев, главное здесь – наша готовность жить по правилам Евросоюза, подписав соглашение, где эти правила оговорены. Если мы хотим быть в единой семье европейских народов, мы должны соответствовать ей в сферах налогообложения и борьбы с коррупцией, а также в вопросах социальных стандартов и административного управления. Во всех вопросах, изложенных на 800 страницах соглашения об ассоциации.
— Но готова ли Украина жить по европейским правилам?
— Парадокс в том, что граждане готовы, а политическая элита не готова. Почему? То ли тут замешан экономический интерес, когда олигархи и дальше правят бал в стране и им не выгодна конкуренция. То ли это безволие руководства, которое не может сделать решительных шагов. Но в том, что граждане готовы, я после второй революции за 10 лет и после консолидации общества в ответ на агрессию России не сомневаюсь.
— Какой второй стратегический вопрос, который вы будете обсуждать с избирателями?
— Второй момент касается безопасности нашей страны – это полноправное членство Украины в НАТО. Это наша последовательная позиция, и Юлия Тимошенко не стесняется об этом прямо говорить в ходе избирательной кампании. Это то, что отличает нас от многих политических сил, даже демократического направления. Большинство из них боится даже заикнуться о НАТО, говорит о том, что, мол, не нужно спешить, мы еще не готовы и так далее. Причем, как и с членством в Евросоюзе, где существует предварительный этап ассоциации, к вступлению в НАТО также ведет подготовительный этап, называющийся ПДЧ – план действий по членству в НАТО. Начало выполнения этого плана – ключевой момент, который дает нам реальный путь в НАТО, как пока что единственную действенную систему коллективной безопасности. Вопрос вступления Украины в НАТО является одновременно ответом на вопрос войны.
— «Батькивщина» пыталась инициировать проведение референдума о вступлении Украины в НАТО вместе с выборами 26 октября. Не логичнее ли было бы провести его уже после присоединения к ПДЧ?
— Гораздо проще говорить с партнерами, когда они видят настроения политиков и настроения народа. Проведение референдума позволило бы нам дальше «играть с открытым забралом». Ведь вы посмотрите, как изменились сейчас настроения в обществе – очевидно, что абсолютное большинство украинцев поддерживает вступление в НАТО. Кроме того, проведение референдума в один день с выборами позволило бы сэкономить ресурсы. К сожалению, эту великолепную идею реализовать не удалось – нас сбили на взлете. Контролируемый Партией регионов и коммунистами Центризбирком фактически сорвал нам начало сбора подписей. Однако мы и дальше будем проводить агитацию за вступление в НАТО, будем собирать подписи – пусть не для референдума, а в качестве политической поддержки этой темы.
— Вернемся к «китам», на которых строится избирательная кампания «Батькивщины». Третий из них также связан с международными отношениями?
— Нет, третий момент, которому мы уделяем внимание – это ключевой сектор украинской экономики. Это аграрный сектор, который смог выдержать крупнейшие атаки мирового кризиса, войны, который выжил даже в условиях диктатуры Виктора Януковича (а мы говорим не только о политической, но и экономической диктатуре). Разумеется, мы будем говорить с избирателями и об экономике в целом, об ее реформировании. Ключевыми вопросами будут налоговая реформа, дерегуляция, которая позволит убрать чиновников от коррупционной кормушки, антикоррупционная борьба в целом. Что касается аграрного сектора, то тут у нас есть четкая позиция, которую мы будем доносить до избирателей: никакой продажи земель сельхозназначения. Второе, на чем мы будем акцентировать внимание – максимальная поддержка малых и средних аграрных хозяйств и противопоставление их агрохолдингам. На наш взгляд, агрохолдинги – это то, что убьет украинское село. Им все равно, работает или не работает школа, работает или не работает клуб, для них главное – инфраструктура в виде дорог и элеваторов. Мы же считаем, что основой аграрного сектора должны быть мощные фермерские хозяйства, которые беспокоятся о каждом населенном пункте, о том, как там развивается социальная инфраструктура, как живут школы, дошкольные учреждения, фельдшерско-акушерские пункты – все то, что может обеспечить дальнейшее процветание сельской местности, а не просто ее выживание.
— Какой процент голосов вы рассчитываете получить на выборах?
— Мы прогнозируем, что явка на этих выборах будет очень низкой – не выше 60%. А это значит, что только партии, имеющие стойкий электорат, не перетекающий от одной политсилы к другой, в зависимости от конъюнктуры, будут иметь шансы преодолеть проходной барьер в Верховную раду. Мы в этой связи рассчитываем на очень твердый второй результат, который будет максимально приближен к тому, который мы получили на президентских выборах (12,81%.– А'). Скорее всего, мы даже сможем нарастить его, благодаря тому, что сейчас Юлия Тимошенко может в полную силу участвовать в избирательной кампании, а также благодаря широкой поддержке гражданского общества. Вы знаете, сейчас «Батькивщина» – одна из немногих партий, к кандидатам которой нет никаких вопросов. У нас ни в списке, ни в мажоритарных округах нет бывших регионалов, нет никого, связанного со скандалами. Хотя даже у лидирующего «Блока Петра Порошенко» такие кандидаты имеются. Мне, например, в Обуховском районе предлагают голосовать за одного из собственников ночного клуба D’Lux. И я задаюсь вопросом, как он будет проводить агитацию: приедет в села Обуховского района с эскортом девочек, которые будут танцевать канкан перед избирателями? И это только один пример, а я могу привести еще десятки подобных.
— При формировании партийного списка «Батькивщина» не воспользовалась популярной сейчас технологией привлечения комбатов из зоны АТО. Почему?
— Скажу откровенно: мы тоже не были оригинальны. Как вам известно, существует два батальона территориальной обороны, курируемых нами. Один из них – «Батькивщина» – прямо сейчас находится под Дебальцево, где, несмотря на перемирие, их обстреливают каждый день. Так вот, комбат этого батальона Дмитрий Красильников получил от нас предложение о включении в список. Он ответил, что, несмотря на то, что он готов связать свое настоящее и будущее с нашей партией, сейчас идет война, а он – военный, много лет учившийся защищать родину. И если он пойдет в политику, то вместо него на фронт отправят необученных ребят, призывников или добровольцев. Это был выбор Дмитрия, и мы приняли его аргументы.
— Что послужило главной причиной ухода ряда видных представителей «Батькивщины» в «Народный фронт»?
— Знаете, мы вместе с этими людьми прошли огонь и воду, а вот медные трубы... В отдельных случаях власть оказалась более сложным испытанием, чем испытание оппозицией. И после свержения режима Виктора Януковича начали появляться, мягко говоря, недоразумения. Оказалось, что у нас разное видение борьбы с коррупцией, разное видение админреформы, разное видение по ряду других вопросов. А то, что начало происходить в преддверии парламентских выборов, я бы назвал политической неразборчивостью. На мой взгляд, нельзя одновременно вести переговоры с десятью политическими силами и предлагать им союз, рассказывая, что, мол, мы с вами одной крови, у нас одинаковая платформа – ну не бывает так. Поэтому в результате попытки ведения переговоров со всеми потерпели фиаско. Мы ведь все общаемся между собой, всем известно, что сперва они пришли к нам, потом к Петру Порошенко, потом еще куда-то, параллельно зарегистрировали свой проект. Я считаю, что это неправильно. Однако это не означает, что в случае прохождения этой команды в парламент мы с ней не будем сотрудничать.
— На каких условиях возможно такое сотрудничество?
— Сейчас в правительстве представлена только одна политическая сила, и я считаю, что это недопустимо. Мы тоже хотим влиять на ситуацию в стране, и мы будем обсуждать этот вопрос с потенциальными партнерами по коалиции. Однако в первую очередь мы будем говорить не о перечне должностей, а о перечне принципов, которые уже в свою очередь будут реализовывать конкретные люди. Вы видите в наших рядах молодых людей с качественным европейским образованием. И именно этой команде молодых профессионалов сейчас поручено формировать принципы будущего правительства.
— А Юлия Тимошенко планирует работать в правительстве? Будет ли она претендовать на пост премьера?
— Все будет зависеть от состава коалиции и той программы, которая будет реализовываться. Но, думаю, у каждого лидера есть определенные амбиции.
— Каким по-вашему будет состав коалиции в будущем парламенте?
— В условиях войны люди особенно подвержены эмоциональным всплескам, способным кардинально изменить расстановку сил настолько быстро, что спрогнозировать сейчас можно только одно: у нас не будет большинства, в котором бы присутствовали приспешники Виктора Януковича или коммунисты. Слава богу, эту эпоху страна пережила и оставила в прошлом. У нас, несомненно, будет большинство, стоящее на позициях европейского выбора.
— На принятии каких законов в новом парламенте «Батькивщина» будет настаивать в первую очередь?
— Не секрет, что практически все законопроекты в рамках реанимационного пакета реформ разрабатывались совместно с нашей фракцией. Они имеют подписи членов нашей фракции, в том числе и мою. На сегодняшний день мы кое-что уже успели сделать, но это только первый шаг. Ведь что из того, например, что мы приняли прекрасный закон о люстрации, если для его реализации нет базы? В целом же в каждой сфере для нас есть ряд приоритетных вопросов. Так, мы будем настаивать на принятии закона о прокуратуре, так как без него не может быть и речи о судебной реформе, о реформе правовой системы вообще. Напомню, что принятие этого закона было одним из требований Евросоюза, выдвинутых Украине. Все остальные требования уже давно выполнены, а закон о прокуратуре до сих пор не принят. И происходящие сейчас скандалы в прокуратуре – следствие того, что она так и не была реформирована. Также мы будем настаивать на пересмотре пенсионной реформы. Мы не популисты и не говорим, что ее необходимо отменить и вернуть все как было – это тупиковый путь. Мы разработали концепцию пенсионной реформы, предусматривающей стимулирование граждан, чтобы они хотели заработать больший трудовой стаж и в результате имели возможность получать более высокую пенсию. Это будет право выбора каждого, а не так, как сегодня, когда всех гребут под одну гребенку, и не важно, эта «гребенка» в 55 лет, или в 60.
— Как вы думаете, может ли в оставшееся до выборов время произойти нечто, что кардинально повлияет на расстановку сил и, в частности, на позиции «Батькивщины»?
— Особенность этой избирательной кампании в том, что она очень виртуальна, электоральные предпочтения целиком формируются средствами массовой информации. И СМИ могут быстро создать или разрушить любого идола. Здесь очень важно быть последовательным, и тогда никакие политтехнологии, в том числе и медийные, не смогут тебя уничтожить. Необходимо понять, что нравиться всем не получится – лучше занять свою нишу и четко показать, чем ты отличаешься от других.