RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Политика

Боеприпасные министры: как Украина теряла активы спецхимии и точного оборонного машиностроения

О хронологии потерь Украиной стратегических активов

О хронологии потерь Украиной стратегических активов Фото: УНИАН

Военный эксперт Андрей Старостин в публикации для "Апострофа" рассказывает о хронологии потерь Украиной активов спецхимии и точного оборонного машиностроения.

Лето этого года принесло очередную волну оживления в украинскую боеприпасную индустрию - под Киевом началось серийное производство снарядов для гаубиц, а в Шостке для автоматических гранатометов. Годом ранее деловой ажиотаж охватывал артиллерийско-ракетную отрасль. Тогда в Шепетовке и Павлограде была начата реализация программы коренной модернизации РСЗО и боеприпасов к ним.

Следующим эпицентром роста этой отрасли может стать наиболее известный прессе сегмент - выпуск боеприпасов к стрелковому оружию и автоматических пушек. Тендер на строительство завода по их выпуску запланировано провести до конца этого года. В целом, отраслевая государственная программа в течение 2017-2022 годов предусматривает выделение более чем 9 млрд грн, чтобы через пять лет экономика Украины смогла получить полностью замкнутый цикл выпуска боеприпасов к большинству видов вооружений.

Параметры этих ассигнований легко понять благодаря ценам мирового рынка, так как средняя рыночная цена новых боеприпасов к РПГ в Восточной Европе достигает 200-300 долларов за единицу технику, танковых снарядов 500 долларов также за единицу техники, неуправляемых ракет РСЗО 1000 долларов за единицу техники, а стоимость снарядов САУ колеблется в пределах 8-20 тысяч долларов. Самыми дорогими на рынке есть тяжелые управляемые авиабомбы и боевые головные части ракет в составе многофункциональных ракетных комплексов. Они оснащены кассетными, вакуумными или зажигательными боеприпасами, цена которых превышает несколько сотен тысяч евро за единицу.

Причина необходимости замкнуть на территории Украины циклы производства этой не самой дешевой продукции достаточно проста - украинская армия, хотя бы через несколько лет, должна получить шанс ритмичного снабжения новых боеприпасов, причем при любых негативных внешних условиях. Ими вполне могут быть транспортная блокада, санкции, судебно-торговые споры или, скажем, природные катаклизмы. Появление подобных барьеров на пути обеспечения армии боеприпасами без замкнутого цикла их производства внутри страны является очень опасной. Потому что при наличии российской агрессии, украинское государство из-за перебоев в поставках боеприпасов армии может потерять новые территории. В дополнение к уже оккупированных.

Прогнозирование варианта негативных условий для импорта и возможного возникновения барьеров на пути ввоза боеприпасов - это вещи, которые абсолютно игнорировались Украиной в 2005-2005 годах, когда государство сознательно потеряла основные производственные площадки своей боеприпасной промышленности. Тогда вхождения в сферы высокой политики и получения должности главы МЧС позволило Давиду Жвании к 2009 году окончательно вывести из сферы государственного управления главного отраслевого лидера - "Луганский патронный завод (ЛПЗ)".

В наше время, это предприятие оказалось на оккупированных территориях при достаточно пикантных обстоятельствах, потому что нет никаких данных о том, что оно изменило своих оффшорных владельцев. Зато в результате успешной хакерской атаки Ukrainian Cyber Alliance на русскую администрацию ОРДЛО в прессе появились интересные документы. По их данным агентство Infonapalm прошлой весной сообщила, что ЛПУ поставляет боеприпасы местным русским коллаборационистами, и сохранил свою мощность по выпуску 24 млн патронов для стрелкового оружия в год.

Кулуарная приватизация и дефрагментация ЛПУ в 2001-2009 годах привели к тому, что в 2014-2015 годах государство потеряло возможность эвакуировать из зоны боевых действий большинство производственных линий этого крупнейшего боеприпасного предприятия Украины. Гигантские мощности, в итоге, попали к российскому агрессора целыми и невредимыми.

"Свободное плавание" ЛПУ завершилось трагически. Спасти завод в ключевые для приватизации ЛПУ 2005-2009 годы должно Минобороны, которое тогда возглавлял Анатолий Гриценко. Оборонное ведомство должно было держать завод в государственной орбите благодаря хотя бы минимальным госзаказу. Но в пользу Жвании и других акционеров ЛПУ этого не происходило.

Политика МОУ в отношении активов оборонной промышленности тогда выглядела откровенно слабой. Например, в те годы МВД смогло сногсшибательными темпами нарастить мощности своего оружейного завода "Форт" в Виннице, который с молниеносной скоростью до 2007-2009 годов стал одним из лидеров боеприпасной отрасли. Этот оружейный завод тогда смог начать свое лидерство на рынке Украины и наладил совместное производство оружия по израильской лицензии. То есть очень далеко от задач обороны МВД Украины имело свой завод стрелкового оружия и боеприпасов, а у ответственного за оборону ведомства, МОУ, такого завода вообще не было.

Зато в Минобороны был добрый десяток заводов оборонного машиностроения, которые находились в крайне негативном финансовом состоянии. Итогом такой бестолковой политики стало то, что правительство в 2010-2011 годах в целом обоснованно забрал большинство арсеналов и заводов в Минобороны и передал их в состав "Укроборонпрома" с целью создания украино-российских совместных предприятий. И только российская агрессия разрушила это сотрудничество. Но ее бы вообще не было при одном единственном условии - если бы оборонное ведомство имело эффективную политику управления своими активами оборонного машиностроения.

После того как министры в конце прошлого десятилетия оставили свои должности, ни один из них не получил каких-либо неудобств. Первый после выборов 2012 года возглавил близкий к тематике МЧС парламентский Комитет государственного строительства и местного самоуправления. А бывший глава оборонного ведомства возглавил профильный парламентский комитет. Но ответственности ни один из них так и не понес ...

Читайте также