RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Наследие Януковича: на кого работают послы Украины за границей

Ряд украинских дипломатов за границей отстаивают интересы бизнес-элит

Ряд украинских дипломатов за границей отстаивают интересы бизнес-элит В списке послов Украины в иностранных государствах и международных организациях остаются более тридцати дипломатов, назначенных еще при беглом президенте Януковиче Фото: УНИАН

Сейчас интересы Украины за границей представляет 31 посол и один представитель в международной организации, которые сохранили свои должности еще со времен беглого экс-президента Виктора Януковича. По мнению экспертов, некоторые из них неудовлетворительно отстаивают интересы официального Киева, а находятся на своих должностях только потому что выгодны отечественным бизнес-элитам. Собеседники "Апострофа" считают, что ситуацию может изменить реформа отечественного внешнеполитического ведомства, однако в МИД заявили, что ее не следует ожидать ранее, чем через полгода.

Информацию о послах Украины, занимающих свои должности более трех лет, "Апострофу" предоставили в Департаменте политики и коммуникации МИД Украины. В ответе на информационный запрос издания говорится, что сейчас есть 31 страна и одна международная организация, послы в которых сохранились еще со времен правления Виктора Януковича. И это при том, что стандартный срок пребывания посла на должности обычно составляет от 3 до 4 лет.

Полный список послов, занимающих свои должности более трех лет, выглядит следующим образом: (1) Александр Мищенко — Азербайджан; (2) Николай Баотажи — Болгария; (3) Ростислав Троненко — Бразилия; (4) Татьяна Ижевская — Ватикан; (5) Алексей Шовкопляс — Вьетнам; (6) Владимир Шкуров — Греция; (7) Виктор Крижановский — Эстония; (8) Геннадий Надоленко — Израиль; (9) Владимир Пахиль — Индонезия; (10) Анатолий Маринец — Ирак; (11) Евгений Перелыгин — Италия; (12) Сергей Пасько — Иордания; (13) Евгений Микитенко — Катар; (13) Борис Гуменюк — Кипр; (14) Василий Мармазов — Южная Корея; (15) Владимир Толкач — Кувейт; (16) Николай Нагорный Ливия; (17) Юрий Гончарук — Македония; (18) Ярослав Коваль — Марокко; (19) Руслан Спирин — Мексика; (20) Александр Горин — Нидерланды; (21) Юрий Полурез — ОАЭ; (22) Владимир Лакомов — Пакистан; (23) Александр Мимальчук — Перу; (24) Олег Гаваши — Словакия; (25) Сергей Корсунский — Турция; (26) Виктор Никитюк — Таджикистан; (27) Валентин Шевальов — Туркменистан; (28) Юрий Савченко — Узбекистан; (29) Александр Левченко — Хорватия; (30) Борис Зайчук — Чехия; (31) Игорь Харченко — Япония.

Кроме того, более трех лет на своей должности пребывает глава Постоянного представительства Украины при международных организациях в Вене Игорь Прокопчук.

Фото: Апостроф
1 / 1
Фото: Апостроф
1 / 1

Люди Януковича?

Следует отметить, что часть этих дипломатов находятся на своих должностях уже более семи лет. То есть, они были назначены еще во время правления Виктора Ющенко. Тем не менее, большинство людей из вышеприведенного списка заняли свои должности при Викторе Януковиче. "Тогда МИД не имел никакого влияния на назначение послов. Разве что, условно говоря, Грищенко (министр иностранных дел Украины с 2010 по 2012 годы, - "Апостроф") мог предложить кандидатуру посла в Индонезию или Сенегал. То есть в страны, которые не имеют для Киева большого экономического и политического значения. Он мог высказаться против какого-то явно неправильного назначения, которое бы не признала страна, куда шло назначение. Но окончательное решение, особенно под конец пребывания Грищенко в должности министра, принималось в АП. Этим занимался лично Левочкин, а также оставалось влияние предшественников этого периода. То есть, Орла (бывшего заместителя главы администрации Леонида Кучмы, - "Апостроф"). Он был представителем ГРУ РФ. Все это, к сожалению, было", - рассказал собеседник "Апострофа" в дипломатических кругах, попросивший об анонимности.

Впрочем, как считает дипломат Роман Шпек, подобная процедура назначений не дает оснований называть находящихся на своих должностях послов "людьми Януковича". "Посол имеет верительные грамоты и представляет украинское государство, а не его президента. Если по какой-то причине принято решение, чтобы этот человек работал, то оно принято людьми, которые несут за это ответственность. Этих людей мы выбирали", - отметил он.

Кому выгодны послы-долгожители?

Ранее "Апостроф" сообщал, что сейчас за назначение послов Украины за границей практически полностью отвечает администрация Петра Порошенко. Следовательно, менять "наследие Януковича" должна именно она. На момент публикации материала "Апострофу" не удалось связаться с ответственным за внешнюю политику в АП Константином Елисеевым. Впрочем, в неофициальных беседах сотрудники администрации настаивают, что работа по ротации послов идет. В подтверждение тому они называют "практически состоявшиеся" назначения послов в Венгрию и Казахстан.

Как считают собеседники "Апострофа", подобные высказывания — классические отговорки, а менять большинство нынешних послов никто не собирается. "В стратегические и особо важные страны назначения уже прошли, а остальные — либо не интересны Порошенко, либо его устраивают нынешние главы диппредставительств", - заявил один из источников издания. По его словам, многие украинские послы-долгожители находятся за границей, поскольку они выгодны нынешней украинской власти и связанным с ней бизнесменам.

"Особенно показательными в этом плане является Словакия, которая интересна контрабандистам, Швейцария, где все хранят свои деньги, и Австрия, которая является "перевалочным пунктом" для высокопоставленных беглецов из Украины и где у многих есть собственная недвижимость", - отметил собеседник "Апострофа".

Системная проблема

Следует отметить, что иногда послы Украины настолько увлекаются "более важными задачами", что забывают о своей миссии продвигать имидж официального Киева. В редакцию "Апострофа" пришло несколько писем от анонимных дипломатов с историями о том, что на самом деле происходит в иностранных диппредставительствах Украины. Далее представлен отрывок одного из этих писем: "В Словакии буйным цветом процветают антиукраинские настроения, словацкий премьер-министр и его большинство в парламенте демонстрируют любовь к России, осуждая при этом санкции ЕС против Москвы, словацкие бизнесмены сворачивают свои проекты в Украине, местные политики используют слово "хунта" по отношению к нынешней украинской власти, словацкие добровольцы воюют на стороне "ДНР" и "ЛНР", словаки устраивают "антифашистский прием" Петру Порошенко, а наш посол там не боится ни люстрации, ни критики центра, ни того, что его отзовут", - говорится в письме.

В посольстве Украины в Словакии такие обвинения считают неоправданными. "Апострофу" не удалось связаться с послом Олегом Гаваши, который на момент обращения издания находился в командировке, однако его позицию отстоял руководитель политической секции посольства Станислав Феськов. "Петр Порошенко был в Словакии в 2014 году. Тогда было около 10 или 15 людей, которые вышли на площадь возле президентского дворца с антиукраинскими слоганами. Если считать это примерами, которые демонстрируют пассивную работу посольства и посла в частности, то такие обвинения можно адресовать любому украинскому учреждению", - отметил он. По словам дипломата, антиукраинская риторика со стороны словацких политиков звучала только в 2014 году. При этом сейчас, как подчеркнул Феськов, ситуация изменилась к лучшему, а посольство и посол проводят активную работу по отстаиванию интересов Украины за рубежом.

Как отметил "Апострофу" украинский дипломат Андрей Веселовский, сейчас отечественным дипломатическим представительствам за границей сложно отстаивать и продвигать украинскую позицию в связи с низким уровнем финансирования. "О чем посол будет разговаривать с прессой, если у него даже не за что налить приглашенным чая? Это нюанс, но важный", - подчеркнул он. По мнению Веселовского, в Украине существует системная проблема в деятельности внешнеполитического ведомства, оно нуждается в реформировании.

Признают это также сотрудники украинского МИД. Практически полтора года назад министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил о намерении поскорее закончить реформу ведомства. Однако делать это в МИД не спешат. Как заявили в среду, 18 мая, представители внешнеполитического ведомства на заседании комитета по иностранным делам Верховной рады, для окончательной подготовки текстового варианта "законопроекта реформы" потребуется еще около полугода.

Подробнее о текущем состоянии реформы МИД Украины читайте на "Апострофе" в ближайшее время.

Читайте также